5. Выявление и урегулирование конфликта интересов

5.1. Определение конфликта интересов.

Выявление конфликта интересов в деятельности Кооператива, его работников, консультантов и пайщиков является одним из важных способов предупреждения коррупции. Значительной части коррупционных правонарушений предшествует ситуация хрупкого равновесия, когда работник, консультант или пайщик уже видит возможность извлечь личную выгоду из недолжного исполнения своих обязанностей или соблюдения режима членства в Кооперативе, но по тем или иным причинам еще не совершил необходимых для этого действий. Если своевременно зафиксировать этот момент и тем или иным образом склонить работника к должному поведению, можно не допустить правонарушения и избежать причинения вреда.

В дополнение к определению конфликта интересов, данному в законе № 190-ФЗ и в уставе, в целях антикоррупционной политики кооператива под конфликтом интересов понимается наличие у должностных лиц Кооператива, располагающих правом распоряжения его средствами и имуществом, и их близких родственников возможностей получения лично или через представителя материальной и личной выгоды в результате использования ими служебных полномочий и  инсайдерской информации.

При этом близкими родственниками в соответствии со ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации считаются родители и дети, дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Под "материальной выгодой" понимаются материальные средства, получаемые должностным лицом, сотрудником или консультантом кооператива, его близкими родственниками, супругом, супругой, усыновителями, усыновленными в результате использования ими находящейся в распоряжении денежных средств и имущества кооператива, главным образом – средств фонда финансовой взаимопомощи.

Под "личной выгодой" понимаются заинтересованность должностного лица, сотрудника или консультанта Кооператива, его близких родственников, супруга, супруги, усыновителя, усыновленных в получении нематериальных благ и иных нематериальных преимуществ.

В общем виде конфликт интересов в кооперативе определяется как противоречие между имущественными и иными интересами кооператива и (или) его служащих, консультантов и отдельных пайщиков, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для кооператива и его пайщиков.

5.2. Принципы и методы управления конфликтом интересов

Работа по управлению конфликтом интересов в Кооперативе строится на основе следующих принципов:

  • Обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов.
  • Индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для Кооперава при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование.
  • Конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования.
  • Соблюдение баланса интересов Кооператива, его работников, консультантов и пайщиков при урегулировании конфликта интересов.
  •  Защита работника, консультанта и пайщика от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт и урегулирован (предотвращен) Кооперативом.

Для предотвращения конфликта интересов кооператив распределяет должностные обязанности так, чтобы одному и тому же сотруднику или консультанту не предоставлялось право: 

  •  Готовить заключения, принимать решения и подписывать документы, оформляющие участие пайщика в финансовой взаимопомощи.
  • Санкционировать и фактически осуществлять расчеты с пайщиками.
  •  Предоставлять консультационные и информационные услуги пайщикам, оформлять условия участия и взаимодействовать в процессе учасития в финансовой взаимопомощи.
  •  Оценивать достоверность и полноту документов, представляемых при выдаче займа и осуществлять мониторинг финансового состояния заемщика до и в период пользования займом.
  •  Совершать действия в любых других областях, где может возникнуть конфликт интересов.

В целях своевременного раскрытия и урегулирования конфликта интересов работники и консультанты кооператива обязаны:

  •  При принятии решений в связи с исполнением ими должностных полномочий руководствоваться интересами кооператива – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей.
  •  Избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов.
  •  Раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов, своевременно сообщать правлению о возможном конфликте интересов.
  • Содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов, соблюдать установленную в кооперативе разрешительную процедуру осуществления сделок в которых имеется заинтересованность.

Сведения о возможном конфликте интересов раскрываются сотрудниками, консультантами и пайщиками кооператива в следующих случаях:

  • При приеме на работу или заключении договора гражданско-правового характера (для сотрудников и консультантов) или при вступлении в кооператив (для пайщиков).
  • При назначении на новую должность или поручении исполнять новые должностные обязанности (для сотрудников и консультантов) и при подаче заявления на участие в финансовой взаимопомощи (для пайщиков).
  • Разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.

Сведения о конфликте интересов раскрываются в форме письменного заявления в правление кооператива. Правление обеспечивает конфиденциальный режим рассмотрения заявлений и урегулирования конфликта интересов.

Поступившая информация проверяется Председателем правления (директором) для оценки уровня возникающих для кооператива рисков и выбора подходящей формы урегулирования конфликта интересов. Вполне вероятно, что Председатель правления (директор) может прийти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, консультантом или пайщиком не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. Председатель правления (директор) также может придти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, как то:

  •  Ограничение работника (консультанта) в функциях оформления и обслуживания операции финансовой взаимопомощи, которая может затрагивать его личные интересы, интересы его близких друзей и родственников.
  • Ограничить пайщика в праве на участие в финансовой взаимопомощи или в получении иной информации, которая может способствовать удовлетворению его личных интересов в ущерб интересам кооператива.
  • Предложение работнику (консультанту) добровольно отказаться или его отстранение (постоянное или временное) от участии в работе коллегиальных органов или в подготовке заключений для принятия решений этими органами по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов.
  • Пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника (консультанта).
  • Временное отстранение работника от должности (или приостановление исполнения обязанностей консультанта), если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями.
  • Перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов, либо аналогичный по содержанию пересмотр функциональных обязанностей консультанта.
  •  Отказ работника, консультанта, пайщика от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами Кооператива.
  • Увольнение работника из Кооператива или расторжение договора с привлеченным консультантом по инициативе работника или консультанта.
  • Увольнение работника или расторжение договора с привлеченным консультантом по инициативе Кооператива за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником (консультантом) по его вине возложенных на него должностных обязанностей и т.д.
  • Ходатайство в правление об исключении пайщика из кооператива в связи с нарушением им дисциплины членства, выразившемся в несоблюдении установленного порядка раскрытия информации и урегулирования конфликта интересов.  

Заключение о значимости конфликта интересов и рекомендуемых способах его урегулирования передается председателем правления (директором) в Правление, которое принимает окончательное решение. При разрешении конфликта интересов Правление ориентируется на  наиболее "мягкие" меры урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры применяются только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более "мягкие", предупредительные меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов правление учитывает значимость личного интереса работника, консультанта, пайщика и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам Кооператива.