3. Виды контрольных мероприятий

Контрольные процедуры, определенные главой 3 внутреннего «Стандарта контрольной деятельности Ассоциации СРО КК «Содействие» предусматривают следующие виды контрольных мероприятий:

  1. Мониторинг деятельности кооператива - участника, включающий: регулярный (ежеквартальный), программный и специальный мониторинг.
  2. Проверки деятельности кооперативов – участников в виде плановых и внеплановых проверок.
  3. Выездные (или дистанционные) рабочие встречи директора с руководителями и работниками кооперативов – участников.
  4. Контроль исполнения дисциплинарных мер воздействия, примененных в отношении кооператива – участника.

3.1. Мониторинг деятельности кооператива участника.

  1. Мониторинг проводится на основании приказа директора.

Приказ о назначении регулярного (ежеквартального) мониторинга издается в течение 60 дней после истечения срока представления кооперативами отчетности по итогам 1 кв., полугодия, 9 мес. и года.

Приказ о проведении программного мониторинга издается:

  1. В отношении экспертизы устава вновь принятого в СРО кооператива – в течение 90 дней после внесения сведений об этом кооперативе в реестр членов СРО.
  2. В отношении экспертизы публикуемой кооперативом рекламы – не позднее  трех рабочих дней после получения информации о несоответствии размещаемой кооперативом рекламы требованиям законодательства, стандартов и (или) после принятия решения о проведении профилактической выборочной экспертизы рекламных материалов.
  3. В отношении экспертизы принятых в кооперативе внутренних нормативных, внутренних документов, договорной документации, оформляющей отношения финансовой взаимопомощи –  не позднее  трех рабочих дней после принятия решения о проведении профилактической выборочной экспертизы таких документов.

Экспертиза применяемых кооперативом документов в рамках программного мониторинга может проводиться также и по запросам самих кооперативов. В таких случаях, приказ о проведении программного мониторинга обосновывается инициативным запросом кооператива.

Приказ о проведении специального мониторинга издается:

В отношении экспертизы по запросам территориальных отделений ПФР и иных заинтересованных организаций – не позднее трех рабочих дней со дня получения таких запросов, не позднее трех рабочих дней со дня выявления и признания существенными оснований для проведения такого мониторинга. Существенность таких оснований устанавливается директором на основании информации, полученной от курирующего кооператив сотрудника, и из анализа предшествующей контрольной информации.

  1. Для проведения мониторинга контрольная группа не назначается. Такой мониторинг проводится курирующим кооператив сотрудником с привлечением по необходимости иных специалистов СРО.

3.2.Регулярный (ежеквартальный) мониторинг.

  1. Основным методом регулярного (ежеквартального) мониторинга является экспресс оценка финансового состояния, операционных показателей, динамики их изменений, определяющая необходимость последующего углубленного анализа деятельности кооператива – участника на основе риск ориентированного подхода.

Такая экспресс оценка проводится из сопоставления отчетных показателей с применяемыми в СРО собственными индикаторами, «триггерами» вводимыми аналитическими службами Банка России, иными контрольными соотношениями, определяемыми эмпирически или по среднерыночным значениям,  отклонения от которых могут свидетельствовать о возможных нарушениях, допущенных кооперативом – участником, испытываемых им рисках или угрозах их возникновения.

  1. В частности, программа регулярного (ежеквартального) мониторинга включает:
  1. Анализ финансового состояния и объемов, осуществляемых кооперативом – участником операций по статистическим показателям, установленным указанием Банка России 4083-У и принятым в СРО внутренним стандартом отчетности. Такой анализ в сопоставлении с показателями предшествующих периодов, позволяет оценить операционные показатели и финансовое положение кооператива в динамике и тенденции их изменения. 
  2. Оценку соблюдения кредитными кооперативами-участниками финансовых нормативов, установленных п.4, ст. 6 Закона № 190-ФЗ и дополнительно вводимых СРО индикаторов, позволяющих судить об уровне и возможных рисках утраты финансовой устойчивости.
  3. Соблюдения порядка учета просроченной задолженности и формирования РВПЗ, установленного Указанием Банка России № 3322-У.
  4. Сопоставление ПСЗ различных категорий с предельным среднерыночным значением.
  5. Сравнение ПСЗ с аналогичными показателями, представленными другими кооперативами с тем, чтобы оценить включаются ли членские взносы и иные платежи, внесение которых обусловлено получением и использованием займов в расчет ПСЗ.
  6. Контроль соблюдения ограничений:
  • Предельной доходности по привлекаемы кооперативом личным сбережениям пайщиков, установленного п. 3.8.2 Базового стандарта совершения КПК операций на финансовом рынке и внутренним стандартом СРО.
  • Предельной доли дебиторской задолженности по целевым ипотечным займам, на погашение которых планируется направить средства  материнского (семейного) капитала, установленного п. 4.16 Базового стандарта совершения КПК операций на финансовом рынке и внутренним стандартом СРО.
  1. Оценка ресурсов ликвидности для своевременного исполнения обязательств по привлеченным от пайщиков средствам, в т.ч. исходя из сопоставления показателей оборачиваемости активов и пассивов.
  2. Соблюдение порядка размещения средств резервного фонда установленного Указанием Банка России № 3805-У.
  3. Соблюдение установленных в СРО режимов членства, сроков внесения членских взносов и взносов в компенсационный фонд.
  4. Лояльность к устранению замечаний и исполнению предложений и предписаний, вынесенных в результате предшествующего контроля, в т.ч. на основе дополнительно представленных пояснений.    
    1. Достоверность представляемой кооперативом - участником  отчетности проверяется, в частности из:
  1. Соотнесения балансовых показателей активов и пассивов.
  2. Оценки структуры и величины производных и итоговых показателей баланса.
  3. Соотнесения показателей суммы и процентной ставки, применяемых в отчете о полной стоимости потребительских займов (контроль по заполнению показателей и соблюдению их разрядности).
  4. Сопоставления отчетных показателей с данными официальной бухгалтерской отчетности (баланса, оборотно-сальдовой ведомости).  
    1. Суждение о финансовой стабильности основывается на:
  1. Соотношения уровня дебиторской задолженности по предоставленным займам и кредиторской – по привлеченным займам и личным сбережениям пайщиков.

Примечание:

Одним из факторов финансовой стабильности является превышение суммы  дебиторской задолженности по отношению к сумме обслуживаемых кооперативом обязательств.

  1. Сопоставление уровня задолженности, в погашении которой допущены просрочки (портфеля в риске) и объему сформированных резервов в соответствии с указанием Банка России № 3322-У.
  2. Баланса текущих поступлений и произведенных кооперативом расходов за отчетный период.
    1. В рамках ежеквартального мониторинга уделяется повышенное внимание контролю показателей деятельности кооператива – участника, принятого в СРО после исключения из другой СРО, либо которому ранее было отказано в приеме в другую СРО. Предметом такого контроля является устранение причин, на основании которых кооператив - участник был исключен из СРО, членом которой являлся ранее, либо из за которых ему было отказано в приеме в другую СРО.

Если такие причины не будут устранены в течение первых шести месяцев членства такого кооператива в СРО, без объективных причин, это дает основание  для прекращения членства кооператива – участника в СРО.    

3.3.Программный мониторинг

  1. Программный мониторинг включает комплексную или выборочную экспертизу документов, оформляющих деятельность кооперативов – участников, в т.ч.:
  1. Положений уставов – в отношении каждого вновь вступающего в СРО кредитного кооператива1, а также действующих кооперативов – участников, если вновь установленными законодательством или стандартами предусматривается внесение изменений и дополнений в устав. Экспертиза уставов проводится на предмет их соответствия закону № 190-ФЗ. Базовым стандартам на основе разработанных СРО внутренних стандартов,  методических рекомендаций2, типологических моделей и чек – листов.    
  2. Публикуемая кооперативами реклама проверяется в связи с поступающими в СРО жалобами, обращениями, поручениями Банка России, а также в профилактических целях – путем выборочного анализа информации, публикуемой на сайте кооператива – участника или от его имени на иных сайтах в сети «Интернет». Рекламные материалы оцениваются на предмет из соответствия законодательству о рекламе, базовым стандартам, внутренним стандартам и методическим рекомендациям СРО, а также обычаям делового оборота, не допускающим введение пайщика в заблуждение. 
  3. Принятые в кооперативе внутренние нормативные, внутренние документы, договорная документация, оформляющая отношения финансовой взаимопомощи оцениваются на предмет их соответствия гражданскому и смежному специальному законодательству, нормативным актам Банка России, Базовым стандартам, внутренним стандартам и иным внутренним документам СРО.
    1. Установленные в результате программного мониторинга контрольные факты и контрольно значимая информация впоследствии используются для разработки, дополнения и уточнения методических материалов СРО, программ контроля и чек – листов по отдельным компонентам контроля.

3.4.Специальный мониторинг

  1. Специальный мониторинг проводится по запросам территориальных органов ПФР,  проверяется соблюдение кооперативом – участником:
  • Установленной законом № 256-ФЗ  цели улучшения жилищных условий семьи при приобретении (строительстве) жилого помещения за счет средств предоставленного кооперативом ипотечного займа;
  • Процедуры оценки качеств приобретаемого (строящегося) жилого помещения, установленной разделами 4,5 Базового стандарта совершения КПК операций на финансовом рынке и внутренним стандартом СРО.  
    1. Специальный мониторинг проводится в более интенсивном (ежемесячном, ежедекадном) режиме в отношении кооперативов, несущих признаки риска утраты финансовой стабильности, допустивших основания для применения мер по предупреждению банкротства, несущих признаки банкротства и пр.   

В частности, специальный мониторинг может вводиться для контроля соблюдения финансовых нормативов при их длящихся нарушениях, индикаторов эффективности (KPI) мероприятий  плана восстановления платежеспособности или восстановления нарушенных нормативных соотношений, установленных Базовыми и принятыми в СРО внутренними стандартами.

  1. В рамках специального мониторинга у кооператива – участника могут запрашиваться и исследоваться документы и сведения, разъясняющие причины возникновения факторов риска и осуществляемую кооперативом – участником политику управления рисками.
  2. Если представленные кооперативом документы и сведения не снимают угрозу возникновения рисков, либо если по планам кооператива такие риски нивелируются в течение определенного периода времени, режим специального мониторинга продолжается вплоть до полного устранения факторов риска.

3.5.Проверки  деятельности кооператива - участника.

  1. СРО проводит плановые и внеплановые проверки деятельности кооперативов  – участников. Проверки могут быть выездными (с выездом контрольной группы по адресу места нахождения кооператива) или дистанционными (камеральными), когда контрольная группа осуществляет контроль в помещении СРО, используя электронные средства коммуникации.
  2. Проверки кооперативов-участников осуществляются на основании приказа директора, где он поручает контрольной комиссии организовать работу по сбору и анализу исходных материалов, необходимых для проведения проверки.
  3. Приказом директора устанавливается численный и персональный состав контрольной группы, назначаемой для проведения проверки. Контрольная группа   формируется не менее, чем из двух сотрудников.  В состав контрольной группы входят один из членов контрольной комиссии, курирующий кооператив сотрудник СРО и иные специалисты по усмотрению директора. Член контрольной комиссии, кооптируется в состав контрольной группы по согласованию с председателем контрольной комиссии.

Для оценки и формирования заключений по правовым или финансовым вопросам, к проведению проверки могут привлекаться иные работники СРО, обладающие специальными познаниями и опытом в соответствующей сфере деятельности. С той же целью, к работе контрольной группы могут привлекаться Председатель правления и Директор. Такое привлечение не является кооптацией дополнительных членов в контрольную группу и не оформляется дополнительным уведомлением проверяемого кооператива – участника. 

  1. В работе контрольной группы могут участвовать директор и (или) председатель правления Они привлекаются в целях обобщения результатов анализа проверяемых документов и информации и выработке рекомендаций по результатам проверки.

Директор и (или) председатель правления могут выезжать в проверяемый кооператив для разъяснения целей проводимого контроля, для первичной оценки, консультаций и комментариев в процессе получениядокументов или для разъяснений и рекомендаций по результатам проверки и содействия в устранении выявленных при проверке нарушений.

Если возникают обоснованные сомнения в достоверности представленных для проверки документов и сведений, директор и (или) председатель правления, либо члены контрольной группы или иные уполномоченные сотрудники выезжают в проверяемый кооператив для верификации на месте представленных документов и сведений, проверки первичной документации.

  1. Приказ о назначении плановой проверки издается за пятнадцать рабочих дней до предусмотренной графиком даты начала проведения. Приказ о назначении внеплановой проверки издается не позднее трех рабочих дней после возникновения оснований для ее проведения, предусмотренных  п. 3.7.1.
  2. Совместно с приказом о назначении проверки директор направляет  проверяемому кооперативу уведомление о начале проверки с указанием перечня документов и сведений, которые необходимо представить для проведения проверки. В уведомлении о начале проверки указываются руководитель и члены контрольной группы.
  3. Кооператив - участник не позднее указанного в уведомлении срока обязан предоставить в СРО все запрашиваемые документы и сведения. Срок представления кооперативом документов, запрошенных в  уведомлении, не может превышать 5  рабочих дней с момента получения уведомления.
  4. По общему правилу плановые проверки проводятся камерально, на основании представленных кооперативом - участником документов и сведений, направленных посредством ЭДО. Также, посредством ЭДО направляются дополнительно запрашиваемые в процессе проверки документы и информация.

Выездная проверка проводится в исключительных случаях, когда возникают обоснованные сомнения в достоверности представленных для проверки документов и сведений. В таком случае подтверждение достоверности документов и сведений, представленных для проверки, осуществляется в порядке, предусмотренном абз. 3, п. 3.5.4.

  1. Нормативный срок проведения проверки составляет 30 рабочих дней. Срок проведения проверки может быть продлен распоряжением председателя контрольной комиссии в связи с несвоевременным или неполным представлением документов, вновь открывшимися в процессе проведения проверки обстоятельствами, требующими дополнительного изучения и анализа.
  2. По завершении проверки кооперативу предоставляется возможность в течение тридцати календарных дней, следующих за днем получения акта проверки, устранить выявленные нарушения, либо представить возражений по существу. Истечение 30-дневного срока определяет день окончания проверки.

Если кооператив представит возражения по существу нарушений, зафиксированных в Акте, срок проверки продлевается до рассмотрения возражений Контрольной комиссией и принятия ею решения, но не более чем на 30 дней.

Если Контрольная комиссия сочтет, что решение по поступившим от кооператива возражениям требует проведения дополнительного контроля и не может быть принято в 30-дневный срок, она обращается к директору с ходатайством о приостановлении проверки и введения режима специального мониторинга для оценки вновь открывшихся обстоятельств, указанных в представленных кооперативом возражениях.

  1. Общий срок проведения проверки не может превышать 90 дней. Отсчет срока проведения проверки начинается от даты фактического предоставления запрошенных для проверки документов и сведений и не включает вынужденные перерывы в проведении проверки в связи с непредставлением или неполным представлением проверяемым кооперативом запрашиваемых документов и сведений.

3.6.Плановые проверки деятельности кооперативов - участников

  1. Плановые проверки деятельности кооперативов – участников проводятся по основаниям ч. 2, ст. 14 Закона № 223-ФЗ.

Плановая проверка проводится не реже 1 (одного) раза в 5 (пять) лет и не чаще 1 (одного) раза в год. График плановых проверок утверждается Директором по представлению Председателя Контрольной комиссии ежегодно, не позднее 30 января текущего года, публикуется на официальном сайте СРО в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по ссылке: http://sro-sodeystvie.ru/work/proverki/plan-3222 и дублируется в одном из текстовых форматов, установленных приказом по СРО.

В приказе об утверждении графика плановых проверок директор устанавливает очередность проведения плановых проверок кооперативов - участников в сроки, определенные графиком. В установленные приказом сроки проверяемый кооператив должен подготовить и направить в СРО необходимые для проведения проверки документы и сведения, указанные в дополнительно направляемом ему уведомлении о начале проверки.

  1. Периодичность проведения плановых проверок определяется СРО, в том числе с учетом системной и (или) социальной значимости кооперативов – участников,  а также следующих факторов:

a)Своевременности и качества представляемой отчетности, наличия или отсутствия разночтений, дающих основания усомниться в достоверности отчетности, адекватности применяемых методик бухгалтерского и внутреннего управленческого учета на основе которых формируется финансовая отчетность кредитного кооператива.

  1. Наличия систематически не устраняемых нарушений, выявленных в процессе предшествующего контроля.

c)Финансового состояния кооператива, оцениваемого в т.ч., из сопоставления отчетных показателей в динамике, позволяющих выявить,  оценить  угрозы развития негативных тенденций, и выработать превентивные меры.

d)Наличия и характера жалоб, обращений на действия (бездействия) сотрудников кооператива, влекущие угрозу или причиняющие ущерб правам и интересам пайщиков и иных связанных с кооперативом лиц.

  1. Степени осмысления участвующим в СРО кредитным кооперативом требований, установленных законодательством, нормативными актами Банка России, базовыми, внутренними стандартами, правилами и иными внутренними регламентами, в т.ч. с отсроченными сроками введения (переход на МСФО, практика резервирования потерь от просроченных займов и пр.).
  2. Соблюдение кооперативом смежного законодательства.

3.6.3. СРО направляет утвержденный график плановых проверок в департамент микрофинансового рынка Банка России не позднее 1 февраля текущего года.

3.6.4. Плановая проверка кооператива – участника начинается в день, определенныйПланом проведения проверок (но не ранее даты фактического предоставления документов для проверки).

3.6.5. В течение года допускаются отступления от утвержденного графика плановых проверок в связи с:

  1. Непредставлением или неполным представлением документов и сведений, необходимых для проведения плановой проверки по ходатайству кооператива о переносе даты начала проверки на более поздний срок. Новый срок проведения проверки назначается приказом директора.
  2. Прекращением членства в СРО кооператива, проверка которого включена в график плановых проверок на текущий год.
  3. Вступлением в СРО новых кооперативов, плановая проверка которых проводится в течение первого года после приобретения ими членства в СРО3.

Примечание:

Как установлено п. 4 принятого в СРО стандарта «Порядок взаимодействия СРО с целью обмена информацией  о прекращении  членства кредитного потребительского кооператива в СРО», плановая проверка деятельности всех вновь вступивших в СРО кредитных кооперативов должна быть проведена в течение года после их вступления в СРО.  Если последняя проверка деятельности кредитного кооператива проводилась СРО, в которой он ранее состоял, не ранее чем за год до прекращения его членства в этой СРО, то плановая проверка его деятельности  проводится в течение года, следующего за годом вступления этого кредитного кооператива в СРО.

3.6.6. Примерная программа проведения плановой проверки приведена в приложении 1. Программа может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств, характеризующих деятельность кооператива, выявленных в результате предшествующего контроля.

3.6.7. До начала проведения проверки контрольная группа проводит предварительный анализ деятельности кредитного кооператива, в рамках которого анализируются располагаемые СРО документы,  результаты мониторинга, ранее проведенных проверок, иная контрольно значимая информация.

3.6.8. Оценка проверяемого кооператива проводится контрольной группой из предварительного анализа следующей информации:

  1. Документов и сведений, характеризующих деятельность кооператива, в т.ч.:
  • Основных сведений о кооперативе по форме, разработанной для проведения проверки (опросный лист – приложение 2).
  • Сводных показателей отчетности по данным ежеквартального мониторинга за предшествующий период членства в СРО (если ранее уже была проведена очередная проверка – за период, прошедший после последней очередной проверки деятельности данного кооператива).
  • Бухгалтерской (финансовой) отчетности.  
  1. Данных, характеризующих дееспособность кредитного кооператива, для чего курирующий кооператив консультант проверяет сведения о кооперативе с информацией из доступных источников в сети «Интернет», примерный перечень которых приведен в приложении 3, информационно-телекоммуникационной сети
  2. Документов, оформляющих деятельность кооператива.

3.6.9. В рамках предварительного анализа оцениваются изменения величин отдельных показателей финансово-хозяйственной деятельности кредитного кооператива, причины, обусловившие их изменения. Особое внимание уделяется показателям:

  1. Имеющие наибольший удельный вес в структуре соответствующих статей активов и пассивов и значения для обеспечения финансовой устойчивости кооператива:
  • Соотношение дебиторской задолженности по предоставленным кооперативом займам и привлеченным средствам, в т.ч. средствам, привлеченным от пайщиков.
  • Динамика изменений просроченной задолженности, ее обеспеченность сформированным кооперативом резервом возмещения потерь от просроченных займов, объемы списания и восстановления ранее списанной просроченной задолженности. 
  • Соотношение активов и обязательств, распределенных по срокам погашения.
  • Соотношение объемов привлеченных и возвращенных кооперативом средств.
  • Соотношение объемов предоставления и погашения займов.
  • Соотношение удельных показателей привлеченных и размещенных кооперативом средств и динамика их изменений.
  1. Характеризующие соблюдение кооперативом регламентов, установленных базовыми и внутренними стандартами:
  • Доля задолженности по займам, на погашение которых планируется направить средства  материнского (семейного) капитала в общей сумме дебиторской задолженности по займам.
  • Средневзвешенная ставка дохода, выплаченная кооперативом за использование привлеченных от пайщиков средств.
  • Жалобы и обращения, поступившие в СРО от пайщиков и иных контрагентов кооператива, итоги их рассмотрения, предпринятые кооперативом действия по устранению обстоятельств, послуживших причинами жалоб и обращений в СРО, в случае если они были признаны обоснованными.
  • Соблюдение иных регламентов, вводимых СРО, а также оценка по специальным индикаторам, свидетельствующим о располагаемых кооперативом ресурсах финансовой стабильности или напротив – возможном риске ее утраты.

При оценке финансово - хозяйственной деятельности также анализируются регулярные источники формирования имущества кооператива, состав и характер использования формируемых кооперативом фондов, баланс поступлений и расходов, источники финансирования регулярных операционных затрат.

3.6.8. При возникновениизатруднений в предоставлении запрашиваемых для проверки документов и сведений в установленный срок, кооператив-участник должен направить в СРО ходатайство о переносе срока начала проверки. В ходатайстве должны быть указаны причины, вызвавшие затруднения в предоставлении документов и сведений в изначально установленный срок, а также предложение приемлемого для кооператива срока их предоставления. Такое ходатайство в течение 3 дней рассматривается Директором СРО, принимающим одно из следующих решений:

  • Удовлетворить ходатайство кооператива, перенести сроки проведения плановой проверки и назначить дату предоставления Кредитным кооперативом сведений в СРО датой начала проведения плановой проверки, но не позднее, чем на 10 календарных  дней после дня поучения ходатайства.
  • Отказать в удовлетворении ходатайства кооператива, обязать кооператив не позднее одного дня предоставить запрошенные сведения и рассмотреть вопрос о привлечении Кредитного кооператива к дисциплинарной ответственности.

Ходатайство, не содержащее объективных оснований для переноса срока предоставления документов для проверки, и (или) предложение о новом сроке может быть оставлено директором без рассмотрения.   

3.6.9. Если во время плановой проверки возникнут основания для проведения в отношении проверяемого кооператива внеплановой проверки и (или) введения режима специального мониторинга, директор издает приказ о расширении предмета контроля и запрашивает дополнительные документы и сведения. При этом период плановой проверки продлевается на срок, необходимый для подготовки заключения по вновь открывшимся обстоятельствам.     

3.6.10. В процессе проведения проверки должностные лица и работники проверяемых кооперативов могут инициативно взаимодействовать с членами контрольной группы, давать устные и письменные пояснения по электронной почте, ЭДО, на используемой СРО платформе «Битрикс 24», посредством аудиовизуальной связи по системе «Skype» и иных доступных средств электронной коммуникации.

3.7.Внеплановые проверки деятельности кооперативов - участников

  1. Внеплановая проверка деятельности кооператива  – участника назначается: 
  1. По поручению Комитета финансового надзора Банка России.
  2. По поступившей в СРО информации о неисполнении (ненадлежащем исполнении) кооперативом требований законодательства Российской Федерации поступившей от Банка России, правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, а также информации о не исполнении или ненадлежащем исполнении требований базовых стандартов, принятых в СРО внутренних стандартов, правил и иных внутренних регламентов.

В частности внеплановые проверки назначаются регулярно для проверки возможных нарушений в отчетности и при определении признаков некорректного представления показателей отчетности кооперативов - участников, выявленных Аналитическим центром Банка России, а также самой СРО в результате анализа представляемой кооперативами отчетности.

  1. Для контроля устранения нарушений, установленных при проверке кооператива-  участника уполномоченными представителями ЦБ РФ и иных надзорных органов.  
  2. Для рассмотрения по существу обстоятельств, содержащихся в  перенаправленных в СРО надзорными органами и направленных непосредственно обращениях (жалобах) о нарушениях кредитными кооперативами – участниками  требований законодательства, нормативных актов Банка России, базовых и внутренних стандартов, правил и иных установленных в СРО регламентов, угрожающих ущемлением прав, гражданских и имущественных интересов пайщиков.

Примечание:

Предметом внеплановой проверки, проводимой по жалобе, являются  обстоятельства, послужившие мотивом обращения в СРО. Для исследования этих обстоятельств, у проверяемого кооператива запрашиваются пояснения по существу обращения, его возражения или, напротив, подтверждение виновных действий. В последнем случае, кооператив представляет свои соображения о причинах допущенных нарушений и предложения по срокам урегулирования конфликтной ситуации.

Если обжалуется не соблюдение кредитным кооперативом условий заключенного договора с пайщиком, у заявителя жалобы дополнительно запрашиваются документы и сведения, позволяющие его идентифицировать и подтверждающие не исполнение кооперативом своих договорных обязательств.  

  1. В связи с признаками нарушений и (или) несоответствий, указывающими на возможное несоблюдение кооперативом – участником установленных регламентов деятельности, выявленными в результате предшествующих контрольных и (или) профилактических мероприятий.
  2. Для проверки документации, оформляющей деятельность кооператива - участника и его отношения с пайщиками в связи с действующими и вновь вводимыми законодательными, нормативными и стандартными требованиями.

Примечание:

Для оценки динамики устранения выявленных нарушений, указанных в п.”b”, “c”, “d”, “e”, “f”  контроль в форме внеплановой проверки может замещаться или продолжаться в режиме специального мониторинга вплоть до полного устранения выявленных нарушений и угроз их повторения в будущем, как это предусмотрено п. 3.4.2.       

  1. В целях оценки оснований для применения мер по предупреждению банкротства кооператива - участника, предусмотренных п. 1, ст. 183.2,  п.1, ст. 189.2 Закона № 127-ФЗ.
  2. В целях оценки признаков банкротства кооператива участника, предусмотренных п.1, ст. 183.16 Закона № 127-ФЗ.
  3. В целях экспертизы мероприятий, запланированных планом восстановления платежеспособности кооператива – участника и последующего контроля исполнения этих мероприятий и обеспеченных ими результатов в режиме специального мониторинга.
  4. По инициативе самого кооператива, либо по согласованию с ним, для разъяснения   действующих или вновь вводимых правил и процедур осуществления деятельности на финансовых рынках.

Примечание:

Внеплановые поверки, назначаемые по инициативе или по согласованию с кооперативами могут проводиться как в отношении действительных, так и ассоциированных членов СРО «Содействие».

  1. По иным основаниям, требующим незамедлительного проведения контрольных мероприятий с целью уточнения обстоятельств деятельности кооператива – участника, которые могут привести к потере его финансовой стабильности или создают угрозу  социальной репутации.

Примечание:

В частности, такие обстоятельства могут быть выявлены:

  • Самой СРО, в том числе:
  • Из признаков некорректности представляемых кооперативом – участником отчетных данных, документов и сведений;
  • Из системного анализа жалоб и обращений, поступающих от пайщиков кооператива – участника;
  • По систематически выявляемым длящимся нарушениям в деятельности кооператива, либо однократно установленному комплексу нарушений.   
  • Департаментом микрофинансового рынка, иными профильными и территориальными учреждениями Банка России в результате осуществляемого ими надзора, иными надзорными органами. 
    1. Если в результате внеплановой проверки будут выявлены иные контрольные факты или контрольно значимая информация, не относящаяся   непосредственно к предмету проверки, директор назначает новую внеплановую проверку или вводит режим специального мониторинга по вновь открывшимся обстоятельствам.

1 Проверка учредительных документов вновь вступающих в СРО кооперативов проводится в течение года после возникновения их членства в СРО. 

2 Например, методическое пособие «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива»: http://sro-sodeystvie.ru/info/docum/docum-1609.

3 Данный порядок проведения плановых проверок не распространяется на кредитные кооперативы, вступившие в СРО впервые после их создания, если кооперативом не превышен трехмесячный срок вступления в СРО, установленный ч. 3 ст. 35 Закона № 190-ФЗ. Проверка кооперативов, проигнорировавших это правило и вступивших в СРО позднее, чем через три месяца после их государственной регистрации, проводится в течение года после их вступления в СРО.