О разъяснении Минфином РФ отдельных вопросов формирования налоговой базы по налогу на прибыль кредитных кооперативов

Дата: 
05.02.2018

Уважаемые коллеги, добрый день.

Письмом от 2.02.2018 г. № 44-3-3/218 Департамент микрофинансового рынка направил для информирования членов СРО «Содействие» письмо департамента налоговой и таможенно – тарифной политики Министерства финансов РФ от 25.01.2018 г. № 03-03-06/3/3984, разъясняющее порядок освобождения от налогообложения взносов, вносимых пайщиками кредитных потребительских кооперативов.

Основываясь на условии п. 2, ст. 251 НК РФ, что такие вносы должны быть «осуществлены в соответствии с законодательством РФ «О некоммерческих организациях», Минфин определил, что при налогообложении прибыли кредитного кооператива не учитываются только взносы, предусмотренные законом № 190-ФЗ «О кредитной кооперации, а именно:

  1. Вступительные взносы, в случае, если они предусмотрены уставом кооператива;
  2. Обязательные паевые взносы;
  3. Добровольные паевые взносы в случае, если они предусмотрены уставом кооператива;
  4. Членские взносы, в случае если они предусмотрены уставом кооператива;
  5.  Дополнительные взносы в случае, если решение об их внесении приято общим собранием пайщиков кооператива.

 Все иные поступления, даже если они и называются «целевыми», должны учитываться при формировании базы по налогу на прибыль.

Мы и раньше обращали внимание на неправомерность различного рода «целевых взносов на обеспечение уставной деятельности», «взносов в резервный (или страховой) фонд» и иных (фантазия здесь безгранична) не предусмотренных законом и не определенных по назначению т.н. «целевых» взносов. Если раньше такие взносы были, как минимум, оспоримы пайщиком, то сейчас они с полным основанием будут облагаться налогом на прибыль. Думаю, налоговые органы не преминут воспользоваться  прилагаемым разъяснением Минфина.

В частности, у кооперативов, увлекающихся предоставлением займов, на погашение которых направляются средства материнского (семейного) капитала, в последнее время популярен «взнос», который уплачивается пайщиком после окончания т.н. «льготного» беспроцентного периода. Фактически такой взнос перекрывает величину возможных процентов и искажает значение ПСЗ и влечет еще множество нарушений. Сейчас к этому добавляется еще включение его в налогооблагаемую базу. Так стоит ли замещать проценты, которые кооператив вправе получать с пайщика заемщика, на сомнительные «взносы», которые впоследствии становятся предметом жалоб и обращений в Банк России и судебных разбирательств.

Поэтому, если Вы развиваете систему взносов, которые пайщики уплачивают по условиям участия в кооперативе и в организуемых им программах финансовой взаимопомощи, не придумывайте ничего нового и придерживайтесь приведенного выше состава взносов, который предусмотрен Законом № 190-ФЗ.

Если Вы хотите определить целевое назначение взноса на формирование того или иного фонда, то следует, например, вместо «целевого взноса в резервный фонд», именовать такой взнос, как «членский взнос в резервный фонд». Но и здесь есть свои ограничения. Это не акцентируется в письме Минфина, но п.2, ст. 251 НК РФ ставит еще и условие раздельного учета доходов (расходов) полученных в рамках целевых поступлений. Т.е. средства, полученные в виде вступительных взносов, должны быть направлены на покрытие расходов, связанных со вступлением пайщика в кооператив,  а средства, полученные в виде «членских взносов на формирование резервного фонда», должны быть направлены на формирование резервного фонда и соответствующим образом израсходованы, и т.д. Поэтому развивая целевое назначение членских взносов, следует увязывать их с целевыми фондами, формируемыми в составе сметы и прогнозируемым уровнем целевых расходов, которые Вы намереваетесь произвести из средств таких фондов.

Как видите, не все так просто с целевым финансированием.            

С уважением,

Марат Овчиян

Приложения:

  1. Копия письма департамента микрофинансового рынка Банка России  от 2.02.2018 г. № 44-3-3/218;
  2. Копия письма департамента налоговой и таможенно – тарифной политики Министерства финансов РФ от 25.01.2018 г. № 03-03-06/3/3984.