Информационное письмо БР о порядке взаимодействия с заемщиками по вопросам установления льготного периода или реструктуризации

Дата: 
15.05.2020

Банк России по итогам регулярно проводимого мониторинга реализации кредиторами мер по ограничению экономических последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19, в частности программ поддержки заемщиков сообщает следующее.

Согласно предоставляемым кредиторами1 данным за период с 20.03.2020 по 06.05.2020 от заемщиков поступило более 1,4 млн обращений/требований об изменении условий кредитных договоров, более 210 тыс. из которых составляют требования о предоставлении Льготного периода на основании статьи 6 Федерального закона № 106-ФЗ2 (далее – Льготный период).

Общая доля удовлетворенных обращений из рассмотренных по существу    поступательно    показывает    положительную    динамику    и увеличилась   до    59%,   аналогичный   показатель   по    требованиям   о предоставлении Льготного периода также вырос до 63%.

Указанные показатели свидетельствует о высоком уровне заинтересованности и социальной ответственности кредиторов в вопросах поддержки заемщиков, попавших в сложную жизненную ситуацию в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Также отмечаем, что опрос крупнейших ипотечных кредиторов3 показал, что более 76% заемщиков по истечении льготного периода, предусмотренного Федеральным законом № 353-ФЗ4, сумели восстановить платежеспособность и продолжить исполнять свои обязательства перед кредиторами, что свидетельствует об эффективности подобного механизма, который в том числе позволяет обеспечить интересы кредиторов.

Вместе с тем в ходе осуществления поведенческого надзора Банком России в деятельности отдельных кредиторов было выявлено следующее:

  • кредиторы через каналы взаимодействия с заемщиками (контактные центры, чаты, социальные сети и пр.) предоставляют некорректные сведения о порядке и условиях установления Льготного периода, а также о возможности подачи предусмотренного Федеральным законом № 106-ФЗ требования;
  • заемщикам, чьи жизненные обстоятельства и размер кредита (займа) соответствуют установленным статьей 6 Федерального закона № 106-ФЗ условиям для предоставления Льготного периода, кредиторы предлагают собственные программы реструктуризации кредитов (займов) (далее – Собственные программы), в ряде случаев с менее выгодными условиями для заемщиков;
  • кредиторы не раскрывают заемщикам особенности и различия между Льготным периодом и Собственными программами;
  • кредиторы не обеспечивают возможность получения от заемщиков требования о предоставлении Льготного периода дистанционно, в том числе с использованием средств подвижной радиотелефонной связи.
  • информация о возможности установления Льготного периода не размещается на официальном сайте кредитора в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», либо размещается не на первых страницах сайта.

Учитывая изложенное, а также высокую социальную значимость вопроса поддержки заемщиков, попавших в сложную жизненную ситуацию, Банк России обращает внимание кредиторов на необходимость обеспечения заемщикам возможности беспрепятственной реализации их права на получение Льготного периода в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом № 106-ФЗ, а также рекомендует:

  1. Предусмотреть фиксацию обращения заемщика с требованием об установлении Льготного периода, направленного кредитору любым из способов, предусмотренных Федеральным законом № 106-ФЗ, в том числе с использованием средств подвижной радиотелефонной связи с абонентского номера, информация о котором предоставлена заемщиком кредитору.
  2. Раскрывать информацию о возможности установления заемщикам Льготного периода на официальном сайте кредитора в разделах, посвященных кредитованию, а также рассмотреть возможность доведения указанной информации по иным каналам взаимодействия с заемщиками.

При раскрытии информации о возможности установления заемщикам Льготного периода доводить до сведения заемщиков информацию о порядке начисления и уплаты процентов и иных платежей по кредитному договору (договору займа) после установления Льготного периода, об отсутствии возможности воспользоваться Льготным периодом повторно по одному и тому же кредитному договору (договору займа), о наличии риска образования просроченной задолженности в случае не подтверждения соблюдения условий получения Льготного периода.

  1. В случае если кредитор помимо Льготного периода предлагает заемщику Собственные программы, в целях более полного информирования заемщика доводить до его сведения информацию обо всех условиях как Собственных программ, так и Льготного периода. В целях обеспечения заемщику возможности осуществления удовлетворяющего его потребности выбора исключать случаи искажения смысла доводимой до заемщика информации,                         которое может привести к введению в заблуждение относительно условий Льготного периода и Собственных программ, в том числе в части предстоящих расходов заемщика и порядка погашения кредита (займа).
  1. При выборе заемщиком способа реструктуризации кредита (займа) (Собственная программа или Льготный период) фиксировать волю заемщика относительно выбранного им способа реструктуризации кредита (займа) и условий реструктуризации.
  2. В случае несоответствия жизненных обстоятельств заемщика и размера  кредита  (займа)  установленным  статьей  6  Федерального  закона

№ 106-ФЗ условиям для предоставления Льготного периода информировать заемщика  как   об   альтернативных  способах  реструктуризации  кредита (займа),  так  и  об  иных  основаниях  реструктуризации  кредита  (займа),  в частности, предусмотренных статьей 6.1-1. Федерального закона № 353-ФЗ. Настоящее письмо подлежит опубликованию на официальном сайте

Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Первый заместитель

Председателя Банка России    С.А. Швецов


1По итогам опроса 66 кредитных организаций.

2Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» (далее - Федеральный закон № 106-ФЗ).

3По итогам опроса 30 крупнейших ипотечных кредитных организаций.

4Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».