Вопрос по территориальному принципу общности

02.12.2020
Вопрос: 

В связи с грядущими изменениями в законодательство о кредитной кооперации, согласно которым сфера деятельности КПК, действующих по территориальному принципу общности, будет ограничена двумя граничащими между собой регионами Российской Федерации, и в связи с необходимостью дальнейшего осуществления деятельности нашего КПК на территории указанных в нашем Уставе регионов, прошу дать разъяснения по следующим интересующим нас вопросам:
Если приобрести дополнительно два кредитных кооператива, которые могли бы действовать на территории указанных регионов, то:
1) Возможно ли зарегистрировать их по месту нахождения нашего действующего КПК в Республике Мордовия, чтобы они при этом осуществляли деятельность на территории иных регионов, не граничащих с Республикой Мордовия?
2) Возможно ли, чтобы руководство новых приобретаемых кооперативов, состояло из тех же лиц, осуществляющих руководство в нашем действующем КПК? В частности, возможно ли, чтобы директором во всех трех кооперативах бьmо одно и то же лицо, а также ревизор и прочие сотрудники?

Ответ: 

Во-первых, не совсем понятны правовые основания "приобретения" кооперативов. Предполагая такое, Вы должны понимать, что намеренно идете на нарушение общих принципов кредитной кооперации, в частности, установленных ч.3, ст. 3, Закона № 190-ФЗ. Кооператив это сообщество равноправных пайщиков, которое невозможно  "приобрести". Конечно, я знаком с различного рода "схемами" приобретения кооперативов и деятельностью тех, где произошла смена т.н. "учредителей". Все эти схемы довольно примитивны и банальны, осуществляются они в целях, далеких от организации финансовой взаимопомощи и мы намерены последовательно ограничивать деятельность таких кооперативов хотя бы в рамках нашей СРО.

Во-вторых, территориальные ограничения были введены Базовым стандартом, а теперь и Законом № 190-ФЗ вовсе не для того, чтобы Вы придумывали сомнительные способы "обеспечения деятельности" Вашего КПК на ранее освоенных территориях. Если для Вас так актуально сохранить деятельность  в регионах Вашего присутствия, Вы можете способствовать организации новых кооперативов в таких муниципальных образованиях, курируя их деятельность или даже приняв управление ими на условиях аутсорсинга. Но полагаю, если Вы специализируетесь на предоставлении займов, планируемых к погашению с использованием средств М(С)К, Вас это не устроит.

Теперь по существу Ваших вопросов:

1. Как установлено п.3, ст. 54 ГК РФ, "В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица". Т.е., если ранее "приобретаемый" Вами кооператив был зарегистрирован в ином регионе, то в соответствии с п.2, ст. 54 ГК РФ, ч. 2, ст. 8 Закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в свидетельстве о регистрации было указано наименование населенного пункта (муниципального образования) где произведена регистрация "по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа".

В соответствии с этим правилом, Вам следует перерегистрировать "приобретенный" кооператив в налоговом органе по месту Вашего нахождения. В противном случае, отсутствие исполнительного органа по месту прежнего нахождения "приобретенного" Вами кооператива может быть использовано налоговым органом как признак недостоверности адреса.  В таком случае налоговый орган может обратиться в арбитриажный суд с иском о ликвидации Вашего кооператива. Как определено в п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", "При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), регистрирующий (налоговый) орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона № 129-ФЗ)..

Такой же контроль достоверности адреса, указанного в Вашей отчетности осуществляется и Банком России и СРО. 

 Однако изменение адреса места расположения исполнительного органа не влечет его безусловной обязанности по внесению изменений в ЕГРЮЛ В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица (пункт 8).

Эта позиция продолжает действовать и применяется судами и в настоящее время. Например, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 31 июля 2019 г. по делу N А35-3106/2014 указано: "Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях, а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, сами по себе не влекут изменение местонахождения юридического лица (пункт 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица").

Но думаю, не стоит полагаться на судебную практику, а внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.

2. Да, Вы можете формировать органы нескольких кооперативов и осуществлять управление ими одними и теми же лицами. Ограничения на этот счет законодательно не установлены, но имейте в виду, что при этом возникают отношения связанности, аффилированности, которые также выявляются и контролируются Банком России и СРО.

Прошу не воспринимать ответы на Ваши вопросы, как инструкцию к действию поощряющее "приобретение" кооперативов, равно как использование принципа "социальной общности" для того, чтобы обойти ограничения, установленные признаками территориальной общности. Мы намерены пресекать ограничивать такого рода "схемы" внутренним стандартом СРО с тем, чтобы предупредить развитие недобросовестных практик.     

Категории вопросов: