Что выявлено при проверке кооператива Инспекцией в отношении соблюдения законодательства по противодействию отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма

  1. Проверкой ПВУ в целях ПОД/ФТ установлено, что Правила не содержат изменений, введенных Указанием Банка России № 4086-У, № 445-П. В частности, не внесены изменения и дополнения в коды вида признаков, указывающих на необычный характер сделки (1114, 1191 и 2201). 

Комментарий:

Указанием Банка России от 28.07.2016 N 4086-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» введены, в частности, следующие изменения в перечень кодов видов признаков, указывающих на необычный характер сделки:

  1. Код 1114 изложен в редакции «Отсутствие информации о клиенте - юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях либо невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам». Редакция дополнена словами «иностранной структурой без образования юридического лица». Дополнение не актуально для кооператива, поскольку в соответствии с ч.1, ст. 11 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «"О кредитной кооперации», «Членами кредитного кооператива (пайщиками) могут быть физические лица…, и (или) юридические лица». Закон не предполагает членство в кооперативе (клиентских отношений с кооперативом – в терминологии законодательства по ПОД/ФТ) структур без образования юридического лица. Следует изменить редакцию кода  1114 с внесением соответствующей оговорки в ПВК о невозможности участия иностранных структур без образования юридического лица в кредитном кооперативе и в организуемой кооперативом финансовой взаимопомощи пайщиков. 
  2. Из кода 1191 «Операция по предоставлению или получению безвозмездной финансовой помощи» исключены суммовые ограничения «на сумму, не превышающую 600 000 рублей, либо ее эквивалент в иностранной валюте».
  3. Код 2201 изложен в редакции «Адрес клиента - юридического лица, адрес места жительства или места пребывания клиента - физического лица, а также представителя клиента, бенефициарного владельца, выгодоприобретателя или учредителя клиента - юридического лица совпадает с адресом организации или адресом места регистрации (места пребывания) физического лица, включенных в Перечень организаций и физических лиц, либо лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества». Редакция дополнена словами «либо лица, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества»
    1.  Так же Правила ПОД/ФТ не приведены в соответствие с требованиями Указания Банка России Проверкой ПВУ в целях ПОД/ФТ установлено, что они не содержат изменений, введенных Указанием Банка России № 4105-У «О внесении изменений в положение Банка России № 444-П… В частности, 445-П. В частности, анкеты (досье) клиентов не предусматривают требования п. 1.17 указанного нормативного документа в части фиксирования сведений о дате прекращения отношений с клиентом, датах обновлений, о фамилии, имени, отчестве, должности сотрудника НФО, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание.

Комментарий:

  1. Фиксируемой в анкете (досье) датой  прекращения отношений с пайщиком является дата исключения сведений о пайщике из реестра пайщиков кооператива на основании принятого правлением решения о прекращении членства в кооперативе этого пайщика.
  2. В соответствии с пп.3, п.1, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», кооператив обязан «обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений». Конкретные периоды и основания для обновления идентификационных данных в пределах установленных законом сроков устанавливаются ПВК по ПОД/ФТ. Даты каждого обновления сведений фиксируются в анкете (досье) клиента.
  3. Поскольку в соответствии с ч. 3., ст. 11 Закона № 190-ФЗ, «Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков», вместо сведений о Ф.И.О. должности сотрудника, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, в анкете (досье) пайщика указываются реквизиты решения правления, (дата и № протокола) о приеме пайщика в Кооператив. Если пайщиком является ИПДЛ, в соответствии с п.п. 2, п. 1, ст. ст. 7.3, Закона № 115-ФЗ, он принимается на обслуживание с письменного разрешения руководителя. В таком случае, в анкете (досье) указываются реквизиты решения Председателя правления, разрешившего прием в Кооператив пайщика, являющегося ПДЛ. ПВК в целях ПОД/ФТ может быть предусмотрен аналогичный режим допуска к финансовой взаимопомощи и в отношении пайщиков, относящихся к иным ПДЛ и их родственникам и фиксирования соответствующих сведений в их анкетах (досье).
  4. Замечаниями не учтено, что п. 6 Указания предписано также отражать в анкете (досье) клиента «Сведения о результатах каждой проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента». Принимая во внимание интенсивность обновлений перечня или информации о замораживании (блокировании) денежных средств, фиксирование таких сведений, оптимально обеспечивается программными методами, если анкета (досье) клиента ведется в электронном формате в соответствии с п. 2.5 Положения № 444-П. Электронная форма анкеты (досье) должна быть определена в принятых кооперативом ПВК по ПОД/ФТ.

Вывод:

Вышеуказанное свидетельствует, что правила ПОД/ФТ обладают признаками нарушения п.2, ст. 7 Закона № 115-ФЗ в части разработки правил ПОД/ФТ без полного учета требований Указаний Банка России № 4086-У и 4105-У.

Комментарий:

Как установлено п. 1.10 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П) «ПВК по ПОД/ФТ должны быть приведены некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон, или нормативного акта в сфере ПОД/ФТ.

Указание Банка России № 4086-У вступило в силу 3.09.2016. Указание Банка России № 4105-У вступило в силу 15.10.2016 г. ПВК по ПОД/ФТ должны были быть приведены в соответствии  с изменениями, внесенными в эти нормативные акты, соответственно не позднее 3.12.2016 г. и 15.01.2017 г.

В соответствии с п. 3.4. Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях», не позднее 7.09.2016 г. и 19.10.2016 г – дат вступления в силу указанных нормативных актов Банка России кооперативу следовало провести целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников с разъяснением вводимых этими актами изменений, и не позднее 16.12.2017 и 27.01.2017 г. – десяти рабочих дней с даты утверждения новых редакций ПВК по ПОД/ФТ – целевой (внеплановый) инструктаж, разъясняющий измененные процедуры внутреннего контроля.

  1. В деятельности кооператива установлено 14 случаев необновления сведений пайщиков, имеющих признаки не исполнения кооперативом п.п.3, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ, п. 2.2. Положения Банка России № 444-П и п. 2.1 Приложения 1 Правил по ПОД/ФТ.

Комментарий:

В соответствии с пп. 3, п. 1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ, кооператив обязан «обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений».

П.2.2. «Положения об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 12.12.2014 N 444-П) устанавливает информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо единой системе межведомственного электронного взаимодействия, используемую кооперативом при идентификации и обновлении идентификационных сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, в том числе:

  • сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов – с использованием информационных сервисов, размещаемых на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации в сети «Интернет» либо в единой системе межведомственного электронного взаимодействия;
  • информацию о наличии в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму – на основе информации, размещаемой в личном кабинете кооператива на информации оном портале Росфинмониторинга.
  • Иные источники

П.1.7 Положения № 445-П, определяет обязанность включения программы идентификации  в ПВК по ПОД/ФТ, а глава 3 Положения № 445-П - порядок разработки и структуру программы идентификации, в т.ч. порядок обновления идентификационных сведений. Очевидно, что режимы идентификации, самостоятельно разработанные кооперативом и отраженные в утвержденных ПВК по ПО/ФТ должны исполняться.    

3. При обновлении анкет (досье) клиентов имеются признаки несоблюдения требований Указания Банка России № 4105-У, т.е. не указываются:

  • все даты обновления анкеты (досье) клиента;
  • сведения о фамилии, имени отчестве (при наличии последнего), должности сотрудника НФО, принявшего решение о приеме на обслуживание.

 Комментарий:

Несмотря на то, ПВК по ПОД/ФТ должны быть приведены в соответствие с изменениями, введенными Указанием № 4105-У не позднее трех месяцев с даты вступления в силу этого указания, установленные указанием требования к режимам идентификации актуальны с 15.10.2016. С этой даты – не дожидаясь утверждения измененной редакции ПВК по ПОД/ФТ, кооператив должен был вести анкеты (досье) клиентов в расширенном составе сведений, установленных Указанием Банка России № 4105-У.

4. Деятельность кооператива по выявлению операций   (сделок), обладающих признаками необычных сделок, имеет декларационный, формальный, направленный на составление сотрудником внутреннего сообщения о выявлении необычной операции и последующим принятием ответственным сотрудником по ПОД/ФТ решения о ненаправлении сведений в Росфинмониторинг. При этом, во всех случаях, в качестве обоснования принятого решения является «изученность» клиента. В то же время, в досье по клиентам отсутствуют материалы (документы), являющиеся обоснованием принятых решений. 

Комментарий:

Основной кредитный продукт кооператива – предоставление займов, на погашение которых направляются средства материнского (семейного) капитала, относится к операциям, характеризующимся  признаками необычных сделок. В каждом отдельном случае должен быть изучен сам пайщик, обратившийся с заявлением на предоставление такого займа, его мотивация в улучшении жилищных условий, свойства намечаемого к приобретению жилья, основания и способность осуществить строительство жилого дома на отведенном для этого земельном участке. Очевидно, что параметры и результаты такого изучения всякий раз будут различными и должны быть отражены в заключении сотрудника, проводившего анализ заявки на предоставление займа, на основании которого комитетом по займом  (или иным определенным уставом органом) принимается решение о кредитовании. При этом, в анкете, досье пайщика должна указываться ссылка на такое заключение, либо приводиться обоснования в пользу положительного решения о предоставлении займа. 

4.1. Сделки предоставления кооперативом потребительских займов в рамках программы кредитования «Целевой» (по которым погашение задолженности осуществлялось средствами материнского (семейного) капитала, обладают признаками, указывающими на необычный характер сделки:

1113 «Явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием НФО, общепринятой рыночной практике совершения операций:

  • Собственники земельных участков зарегистрированы и проживают в сельской местности, находящейся на значительном удалении от объектов приобретения (174-415 км).
  • Географическое расположение приобретенных земельных участков не пользуется повышенным рыночным спросом.

Признаками таких сделок соответствуют займы, предоставленные 17 пайщикам.

  • Ф.И.О., проживающая в селе …. приобрела земельный участок в другом селе…., при том, что в селе, где она проживает предоставляются свободные земельные участки для строительства и 3 заемщика приобрели участки в этом селе.   

Кроме того, дополнительными факторами, свидетельствующими о наличии признаков необычного характера сделки, соответствующей коду 1113 являются:

  •  Площадь земельных участков (5-7) соток нехарактерно мала для земельных участков, расположенных в удаленных районах сельской местности. 
  • В основном, земельные участки, принадлежащие заемщикам, представлены частями разделенного большого земельного участка, при том, что все участки, кроме участков, примыкающих к улице, не имеют подъездных путей. 

Комментарий:

При оценке заявок на предоставление займов для строительства на участках, расположенных вне мест постоянного жительства заемщиков, следует изучить мотивы и целесообразность изменения места жительства семьи, имеющей детей.

Если строительство намечается на не пользующихся спросом, удаленных участках следует оценить условия обеспечения таких участков транспортной, социальной, инженерной инфраструктурой.

Следует соотнести площадь предоставленного для строительства земельного участка с принятыми в данной местности нормами отвода земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Если участок образован в результате разделения большого участка и не имеет самостоятельных подъездных путей, следует уточнить наличие сервитута, обеспечивающего строительство и последующую эксплуатацию жилого дома на таком участке.

5.   Факты непредставления кооперативом в Росфинмониторинг информации о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества за период с 2.03.2016 г. по 31.05.2016 и с 30.067.2016 г. имеют признаки нарушения пп.7, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Комментарий:

В соответствии с указанной нормой кооператив не реже чем один раз в три месяца должен «проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом».

Порядок направления информации о результатах такой проверки установлен Указанием Банка России от 15.12.2014 N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Форма и структура показателей, включаемых в ФЭС о результатах проверки приведена в прилагаемой к Указанию таблице 4.

Если кооператив ранее пренебрегал этим требованием, следует направить в Росфинмониторинг серию ФЭС за каждый трехмесячный период, начиная с 18.02.2015 г.

Вывод.

По результатам рассмотрения целевого использования займов, погашение которых осуществляется с использованием средства материнского (семейного) капитала, установлены следующие обстоятельства:

  • Большая концентрации объектов, на строительство которых получены средства МСК в двух административных районах республики;

Комментарий:

Если такие районы не относятся к зонам опережающего развития, не характеризуются повышенной рождаемостью или иными факторами, объясняющими повышенную концентрацию объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением средств МСК, такое может свидетельствовать об упрощенной и формальной процедуре предоставления разрешения на строительство, лицам, не намеревающимся осуществлять строительство, а участвующим в схемах незаконного «обналичивания» средств МСК.

  • Заемщики зарегистрированы в существенной удаленности от земельных участков, на которых предполагается строительство.
  • Площадь земельных участков (5-7 соток) нехарактерно мала для земельных участков, расположенных в сельской местности.
  •  В течение короткого промежутка времени (с о5.04.2016) арендаторами участка … являлись 3 физических лица Ф.И.О (1990 г.р.), Ф.И.О (1987 г.р.), Ф.И.О (1989 г.р.).
  • Визуальным осмотром земельных участков в дер. …. и дер….в целях строительства жилых домолв на которые были получены займы Ф.И.О. (1), Ф.И.О. (2), Ф.И.О. (3), Ф.И.О. (4), Ф.И.О. (5), Ф.И.О. (6), было выявлено, что указанные участки сформированы за счет разделения земельного участка на 8 частей в дер…. И на пять частей в дер… Все участки, кроме примыкающих к улице, не имеют подъездных путей. Признаков проведения строительных работ на всех данных участков не имеется.

Комментарий:

В случае, если будет выявлено что строительство на земельном участке не ведется, это свидетельствует о нецелевом использовании предоставленного кооперативом займа. Оговорки, что разрешение на строительство предоставлено на 10 летний срок не имеют значения, если заемщик не предоставит доказательств о целевом использовании займа (например, на приобретение стройматериалов, подготовку проектной документации и пр.). При таких обстоятельствах сделка должна быть проанализирована по программе выявления операций и если ответственный сотрудник утвердится в подозрении, что заем привлечен в целях «обналичивания» средств материнского (семейного) капитала, информация о такой операции направляется в Росфинмониторинг, как это предусмотрено п.3, ст. 7 Закона № 115-ФЗ. В ФЭС должно быть направлено заявление  не позднее трех рабочих дней, следующих за днем признания операции подозрительной, независимо от того, погашена или нет задолженность по займу и продолжается или нет членство пайщика в кооперативе.

  • Анализ информации публичной кадастровой палаты показал, что земельные участки, принадлежащие заемщикам, представлены частями большого разделенного земельного участка, что может свидетельствовать о наличии аналогичных косвенных признаков получения заемных средств, погашение которых осуществляется за счет средств МСК, без фактического строительства индивидуальных жилых домов, а договоры займа могут быть заключены только в целях получения средств МСК («обналичивания средств МСК»).

 Вышеизложенное не исключает вовлеченности кооператива в схему по «обналичиванию» средств МСК.