Обзор и комментарии к акту проверки Инспекцией Банка России соблюдения кредитным кооперативом законодательства по ПОД/ФТ

Раздел 2.1. Проверка соблюдения требований законодательства по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в отношении 100% заемщиков, займы которым были предоставлены на условиях их погашения средствами материнского (семейного) капитала, в том числе:

2.1.1. Наличие сведений и информации, указанных в пп.1.1, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ:

в отношении физических лиц:

  • фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
  •  гражданство;
  •  дату рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  •  данные миграционной карты;
  • документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии),

 а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи[1]:

  •  фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая),
  • серию и номер документа, удостоверяющего личность,
  • а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения;

в отношении юридических лиц:

  • наименование,
  • организационно-правовую форму,
  • идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации,
  • основной государственный регистрационный номер;
  • адрес юридического лица,

для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также;

  • регистрационный номер,
  • место регистрации,
  • адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.

Комментарий:

Предусмотренный законом перечень идентификационных сведений предусмотрен также и положением Банка России № 444-П. Проследите, чтобы в анкете (досье) пайщика были зафиксированы все эти сведения, проверяйте их достоверность при первичной и каждой последующей идентификациях. Обратите особое внимание на проверку действительности документа, удостоверяющего личность.   

 

Результат:

Программа идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев содержится в разделе 4 ПВК по ПОД/ФТ в представленных редакциях[2].

Рекомендация:

Кооперативу следует располагать всеми редакциями ПВК по ПОД/ФТ. В соответствии с п. 27 «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558,  Правила должны храниться постоянно по месту их разработки.

В соответствии с разделом 4 ПВК Кооператив до приема на обслуживание идентифицирует пайщика, его представителя, выгодоприобретателя (при наличии) и бенефициарных владельцев пайщика, устанавливает в отношении них сведения, предусмотренные законом № 115-ФЗ.

Указанная информация вносится в специальные разделы анкеты (досье) пайщика в электронном формате в ПК «1С». 

Комментарий:

Абз.13, п. 2.8 Положения № 445-П, установлено, что в программу организации системы ПОД/ФТ кооперативов, не соответствующих критериям отнесения к малым и средним предприятиям, включается «перечень специальных электронных технологий, специального программного обеспечения (программных средств, продуктов), используемых некредитной финансовой организацией для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (в случаях их использования), в том числе сведения об их разработчиках». Поскольку кооператив формирует анкету (досье) пайщика в электронном формате и предполагает организацию электронного оборота документов, в связи с реализацией ПВК в целях ПОД/ФТ, он указал в ПВК, что использует для этих целей ПК «1С».

За проверяемый период …. кооператив предоставил .. заем на условиях погашения средствами материнского (семейного) капитала на общую сумму …. тыс. руб. 

Представленные кооперативом оригиналы документов содержат сведения по …пайщику, В комплект документов входят:

  • договор займа на улучшение жилищных условий из средств фонда финансовой взаимопомощи;
  • договор поручительства;
  • предварительный договор купли-продажи квартиры;
  • справка поселковой администрации о том, что намеченное к приобретению жилье не относится к ветхому и не пригодному для проживания,

Комментарий:

Наряду с указанной справкой целесообразно удостовериться самим или через уполномоченных кооперативом лиц (возможно пайщиков, проживающих в той же местности) в наличии намечаемого к приобретению жилья и его качествах, обеспечивающих улучшение жилищных условий по сравнению с теми, которыми семья располагает в момент обращения в кооператив.

П.4.10 Базового стандарта совершения кредитным кооперативом операций на финансовом рынке утв. Банком России 27.07.2017 и вступающем в силу 27.01.2018 предусмотрено, что «До заключения договора ипотечного займа на приобретение или строительство жилого помещения …, кредитный кооператив обязан проверить наличие объекта недвижимости и его соответствие условиям проживания в целях контроля действительного улучшения условий проживания заемщика и членов его семьи, а также оформить результаты проверки соответствующим документом, определенным внутренними документами кредитного кооператива».

  • Платежное поручение о перечислении суммы займа на банковский счет пайщика;
  • Государственный сертификат на право распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала (МСК)
  • Опись документов, принятых на оказание государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним или свидетельство о государственной регистрации права;
  • Разрешение на строительство (в случае использования МСК на оплату строительства ИЖС);

Комментарий:

Наряду с формальным разрешением на строительство следует убедиться в реалистичности намерений пайщика начать строительство на заявленном участке и оговорить ориентировочные сроки начала и окончания строительства.

  • Справки об уровне доходов пайщиков (при наличии места работы), справки с места работы,

Комментарий:

Обязанность, порядок и процедуры оценки платежеспособности пайщика установлены разделом 5 Базового стандарта совершения кредитным кооперативом операций на финансовом рынке.

  • Справки органов социальной защиты об отсутствии ограничений прав на несовершеннолетних детей.

При проверке  анкеты (досье) клиентов, представленных в электронном виде, …,установлено наличие следующей информации:

  • сведений, полученных в результате идентификации клиента, выгодоприобретателя, представителя клиента, бенефициарного владельца, указанные в приложении1 к Положению Банка России № 444-П;

Комментарий:

Это не указано инспекцией, но как разъяснено письмом департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 10.12.2014 № 12-1-5/2956, выгодоприобретателями являются и «члены семьи пайщика в интересах которых он участвует в финансовой взаимопомощи». Поэтому при рассмотрении заявки о предоставлении займов на погашение которых планируется направить средства материнского (семейного) капитала целесообразно также идентифицировать и членов семьи пайщика в качестве выгодоприобретателей по сделке, в результате осуществления которой улучшатся их жилищные условия.

  • В анкетах (досье) указаны цели участия в финансовой взаимопомощи:"на улучшение жилищных условий";
  • В анкетах (досье) содержатся сведения о деловой репутации клиентов, полученные путем устного опроса контрагентов пайщика  (ссылка на источник получения информации не указана в анкете);

Комментарий:

Как установлено п. 20 Приложения 1 к Положению № 444-П, сведения о деловой репутации устанавливаются в отношении  клиентов с повышенным уровнем риска. Если обращение за займом, на погашение которого планируется направить средства материнского (семейного) капитала, определено ПВК по ПОД/ФТ в качестве основания для присвоения такому пайщику повышенного уровня риска, установление и фиксирование в анкете (досье) сведений о его деловой репутации обязательно. В обоснование деловой репутации пайщика -физического лица могут быть положены и показатели его социальной репутации – отзывы о пайщике от других пайщиков или членов иных сообществ. Абз. 2, п. 2.6. Положения № 444-П предусмотрено, что НФО в ПВК по ПОД/ФТ «самостоятельно определяет иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента». Таким документом в т.ч. может быть мотивированное заключение (суждение) сотрудника, взаимодействующего с данным пайщиком при проведении идентификации последующем участии в кооперативе. В случае, если такое предусмотрено в ПВК по ПОД/ФТ в соответствующем разделе анкеты (досье) пайщика можно сделать отсылку на такое мотивированное заключение (суждение). 

  • В анкете (досье) помещены полученные от клиента бухгалтерская (финансовая) отчетность: налоговая декларация за 2015, 2016 год, договор о предоставлении торгового места на ярмарке (ИП …);
  • используются        сведения,  содержащиеся  в  Перечне  экстремистов     и Решении межведомственного координационного органа (сведения о результатах и датах проведенных проверок зафиксированы в анкете);

Комментарий:

На основании п.6  Приложения 3 к Положению № 444-П «Сведения о результатах каждой проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента».

Исполнение этой обязанности можно оптимизировать программными средствами, если  анкета (досье) ведется в электронном формате.

  • Сведения о степени (уровне) риска клиента, включая обоснование отнесения клиента к определенной степени (определенному уровню) риска клиента в соответствии с Положением Банка России №445-П (бюджетные средства);

Комментарий:

Как установлено абз.6, Положения № 445 «Факторы, влияющие на оценку риска клиента по каждой из указанных категорий рисков, определяются некредитной финансовой организацией в программе управления риском в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению». Приложение 2, наряду с описанными факторами, влияющими на оценку риска клиента, допускает установление НФО самостоятельно иных факторов или иных операций, несущим угрозу риска отмывания (легализации) доходов. В частности, к  таким факторам по типу клиента могут быть отнесены пайщики – владельцы сертификатов на материнский (семейный) капитал, а по категории «риск, связанный с проведением клиентов определенного вида операций» - операции по предоставлению зама на погашение которого планируется направить средства материнского (семейного) капитала.

  • Дата начала отношений с клиентом;
  • Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента;
  • фамилия, имя, отчество(при наличии последнего), должность сотрудника Кооператива, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также сотрудника, заполнившего(обновившего) анкету (досье) клиента;
  • а также иные сведения, полученные в результате идентификации клиента, указанные в приложении 1 к Положению Банка России № 444-П (сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента, ИНН, сведения о финансовом положении одного из супругов(а), дата прекращения отношений с клиентом).

Комментарий:

  1. Как установлено п.20 Приложения 1 к Положению № 444-П, сведения о финансовом положении устанавливаются в отношении клиентов с повышенным уровнем риска. В случае, если пайщики – владельцы сертификатов на материнский (семейный) капитал классифицируются таким образом, установление сведений о финансовом положении одного из супругов обязательно. Установление таких сведений обосновано и с точки зрения оценки платежеспособности семьи пайщика, поскольку средства материнского (семейного) капитала компенсируют выпадающую из семейных доходов долю матери в расходах на приобретение (строительство) жилья. Но финансовое положение второго супруга актуально для определения его способности погашать и обслуживать заем (если средства материнского (семейного) капитала погашаютзаемные средства только в части, или для обустройства приобретенного (построенного) жилого помещения. Наряду с оценкой платежеспособности, такие сведения дают представление о реальных перспективах улучшения жилищных условий семьи, воспользовавшейся предоставленным кооперативом целевым займом.  
  2. Там же, в п.20 Приложения 1 к Положению № 444-П, установлено, что сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества пайщика устанавливаются при реализации кооперативом права «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов», предусмотренного п. п.1.1, п.1, ст.7 Закона № 115-ФЗ. Кооператив реализует такое право в случае, если Это право реализуется кооперативом в случае, если остается неопределенность в отношении источников происхождения денежных средств пайщика, которые он намерен направить на погашение и обслуживание займа, строительство и обустройство жилого помещения. Такие сведения могут устанавливаться не только из пояснений пайщика и представленных им документов, но и по косвенным признакам (уровне доходов других пайщиков, относящихся к той же социальной группе или осуществляющих аналогичные виды деятельности и пр.), полученных в результате предпринимаемых кооперативом опросов и осуществления иных мер. Как установлено п.п. 1.1, п.1, Закона № 115-ФЗ, «характер и объем указанных мер определяется с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма».  В данном случае,  меры по установлению источников происхождения денежных средств пайщика должны убедить в достаточности располагаемых им ресурсов для обслуживания займа, обустройства жилого помещения и достижения конечной цели государственной поддержки – улучшения жилищных условий семьи.    

Рабочей группой установлено, что из рассмотренных анкет (досье) клиентов 16 клиентов, получивших займы на условиях их погашения засчетсредств материнского (семейного) капитала (Ф.И.О.1.,Ф.И.О.2, Ф.И.О.3.,Ф.И.О.4., Ф.И.О.5., Ф.И.О.6, Ф.И.О.7, Ф.И.О.7, Ф.И.О.8, Ф.И.О.9.,Ф.И.О.10, Ф.И.О.11, Ф.И.О.12, Ф.И.О.13, Ф.И.О.14, Ф.И.О.15, Ф.И.О.16),в период проведения проверки не являются пайщиками Кооператива. В связи с этим, рабочей группой, осуществлена проверка в части внесения в анкеты указанных выше клиентов сведений, предусмотренных пунктом 3 Приложения 3 Положения Банка России№444-П-даты прекращения отношений с клиентом.

Проверка указанных выше 16 анкет (досье) клиентов показала наличие в них даты прекращения отношений с клиентом.

Комментарий:

В случае, если пайщик воспользовался целевым займов на улучшение жилищных условий, который был погашен средствами материнского (семейного) капитал, прекращение членства пайщика в кооперативе и фиксирование в анкете даты принятии правлениям решения об этом (даты подачи заявления о добровольном выходе из кооператива, даты внесения записи в реестр пайщиков) фактически не означает прекращение отношений с этим пайщиком. Юридически это никак не закреплено, но поскольку заем выдан целевым назначением на улучшение жилищных условий, соблюдение целевого использования займа должно контролироваться и после прекращения членства пайщика в кооперативе. Факторами, свидетельствующими о нецелевом использовании предоставленного кооперативом займа являются, например:

  1. Не осуществление строительства на предоставленном для этих целей земельном участке, даже если срок действия разрешения на строительств не истек;
  2. Реализация земельного участкана который было выдано разрешение на строительство другому лицу;
  3. Не оформление жилого помещения, приобретенного (построенного, реконструированного) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению, как это предусмотрено ч.4, ст. 10 Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

При выявлении таких факторов после прекращения членства пайщика в кооперативе, заключенный с ним договор целевого займа должен быть повторно проанализирован по программе выявления операций и если ответственный сотрудник утвердится в подозрении, что заем привлечен в целях «обналичивания» средств материнского (семейного) капитала, информация о такой операции направляется в Росфинмониторинг, как это предусмотрено п.3, ст. 7 Закона № 115-ФЗ. В ФЭС должно быть направлено заявление  не позднее трех рабочих дней, следующих за днем признания операции подозрительной, независимо от того, погашена или нет задолженность по займу и продолжается или нет членство пайщика в кооперативе.

  1. Идентификация ПДЛ

Выявление среди пайщиков лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона №115- ФЗ (ИПДЛ,МПДЛ,РПДЛ,ихродственников), осуществляется сотрудниками Кооператива методом устного опроса, который проводится сотрудником Кооператива при идентификации пайщика-физическоголица, сведения фиксируются в анкете, которая помещается в дело·(досье) клиента и/или хранится вэ лектронном виде у сотрудника, осуществившего идентификацию клиента и Ответственного сотрудника.

По результатам проверки электронных анкет (досье) пайщиков, указанных в Приложении 2 к акту проверки, фактов принятия Кооперативом на обслуживание лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ, рабочей группой не выявлено.

  1. Идентификация бенефициарных владельцев

Рабочей группой установлено. что Кооператив выявляет бенефициарных владельцев своих клиентов и располагает информацией о них. 

  1. Проверка и обновление идентификационных сведений

Рабочей группой проведена сверка находящихся в досье паспортных данных бенефициарных владельцев физических лиц, пайщиков – физических лиц со списком недействительных паспортов. Идентификация указанных категорий лиц, обновление сведений о них проведены по действительным паспортам граждан РФ.

При внесении новых данных в анкетах указывается дата обновления сведений, включая дату обновления уровня риска, старые анкеты сохраняются на бумажном носителе в досье клиентов и/или в электронном виде.

Рабочей группой проведена проверка анкет (досье) пайщиков на предмет исполнения Кооперативом требований пункта 3 Указания Банка России № 4105-У в части приведения  анкет (досье) пайщиков, принятых на обслуживание до дня вступления в силу Указания Банка России № 4105-У-15.10.2016, вс оответствие с требованиями, внесенными данным нормативным актом.

Комментарий:

П. 3 Указания № 3105-У устанавливает, что «Анкеты (досье) клиентов, принятых на обслуживание до дня вступления в силу настоящего Указания, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Указания при очередном обновлении сведений о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах».

Следует обратить внимание, что это требование действует не со дня вступления  в силу измененной редакции ПВК по ПОД/ФТ, которой устанавливаются обновленные формы анкеты (досье) пайщиков (которая должна быть приведена в соответствие не позднее трех месяцев со дня вступления в силу Указания № 3105-У, а со дня вступления в силу самого указания – 15.10.2016 г.

Принимая во внимание, что пп.3, п. 1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ, кооператив обязан «обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений», до 15.10.2017 г. все анкеты (досье) пайщиков должны быть приведены в соответствие с обновленными требованиями Положения № 444-П.

  1. Проверка на принадлежность к фигурантам Перечня и лицам, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств.

С целью выявления лиц, включенных в Перечень экстремистов или Решения,   Кооператив подключен к Личному кабинету на портале Росфйнмониторинга. В ходе проверки рабочей группой установлено, что Ответственный сотрудник заходит в Личный кабинет не менее 3 раз в течение рабочего дня.

Комментарий:

Установленный в кооперативе режим выхода Ответственного сотрудника в Личный кабинет не менее трех раз в течение рабочего дня представляется избыточным. Интенсивность посещения Личного кабинета на портале Росфинмониторинга должна обеспечивать возможность своевременного исполнения обязанности, установленной пп.6, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ «применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества…, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган…».

Поскольку уведомления об обновлениях перечня и решении  межведомственного координационного органа приходят на электронную почту ответственного сотрудника достаточно оговорить в ПВК по ПОД/ФТ условие, что ответственный сотрудник как минимум дважды в день (в первой и во второй половине дня) проверяет электронную почту и при получении уведомления об обновлении перечня или об очередном решении межведомственного координационного органа заходит в Личный кабинет на портале Росфинмониторинга и проводит сверку обновленных сведений с идентификационными данными, зафиксированными в анкете (досье) пайщиков.

Рабочей группой проверены даты обновления и форматы перечня на информационном портале Росфинмониторинга за период с 30.06.2016 по 22.06.2017 (49) в сопоставлении с датами и временем когда кооперативом были осуществлены просмотры, скачивания информации и проверки на совпадение с фигурантами перечня (49 дат и время в которые производились соответствующие действия).

Ответственный сотрудник при каждом обновлении Перечня экстремистов или Решения в "Личном кабинете" на сайте Росфинмониторинга, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня после даты публикации на сайте уполномоченного органа, загружает полученные сведения в программный продукт "Проверка" и автоматически запускает проверку пайщиков, представителей пайщиков, бенефициарных владельцев, а также иных лиц, с которыми у Кооператива имеются отношения, предусматривающие операции с денежными средствами и иным имуществом, на принадлежность к фигурантам Перечня экстремистов или Решения, результаты которой сохраняются в электронном виде на ПЭВМ Ответственного сотрудника.

Обновленные Перечни экстремистов и Решения, Ответственный сотрудник размещает в виде отдельных файлов на сетевом диске ПЭВМ, доступном для сведения сотрудников Кооператива и обособленного подразделения.

Комментарий:

  1. То обстоятельство, что информация об обновлении перечня и решениях межведомственной комиссии доводится через «Личный         кабинет»,   предполагает ограничение доступа к такой информации. Поэтому раскрытие этим информации всем сотрудникам и сотрудникам территориального подразделения представляется спорным. Следует оговорить в ПВК круг лиц, которые имеют доступ к такой информации и, возможно, включить этих лиц в перечень сотрудников, которые должны пройти обучение по ПОД/ФТ в соответствии с п.2.1 Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях".
  2. Не понятно, к чему хранить все версии обновленных перечней на ПЭВМ Ответственного сотрудника, если архив  актуальные перечней на каждую дату обновления доступны в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.   

Совпадения сведений о клиентах Кооператива с лицами из Перечня экстремистов не выявлено.

  1. Проверка наличие среди своих пайщиков организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, предусмотренная пп.7, п. 1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.№115-ФЗ, Кооперативом в проверяемом периоде осуществлялась проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

В период с …..по …… проведено … проверки по всем Перечням экстремистов, действовавших в указанный период.

Периодичность проведения проверок, установленная подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, соблюдалась.

Рабочей группой проверены квитанции и сроки направления сообщений по результатам проверок проведенных …., …, …., …... Во всех случаях ФЭС о результатах проверки были направлены в Росфинмониторинг в день окончания проверки. Таким образом, кооперативом соблюден срок, установленный п.5 Указания Банка России №3484-У – не позднее трех рабочих дней после окончания проверки.

  1. Проверка соблюдения требований по фиксированию информации:
  • Сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в отношении 100% сделок с недвижимым имуществом;
  • Сведений обо всех случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 Федерального закона №115-ФЗ, в соответствии с пунктом 13 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ.

Порядок выявления операций, подлежащих обязательному контролю и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ, предусмотрен разделом 6 ПВК по ПОД/ФТ в представленных редакциях.

На практике, решения Ответственного сотрудника, фиксируемые во Внутренних сообщениях, касаются  квалификации операций  в качестве подлежащих обязательному контролю, либо подозрительных, и дублируются в решении Председателя правления Кооператива.

Сведения о проведении дополнительных расследований в отношении операций пайщиков – физических лиц во Внутреннем сообщении при обосновании решения Ответственного сотрудника о квалификации операции отсутствуют.

Комментарий:

За исключением операций подлежащих обязательному контролю, ФЭС о которых, в соответствии с пп.4, п.1, ст.7 Закона № 115-ФЗ, не позднее трех рабочих дней направляется в Росфинмониторинг, по существу полученного сообщения об операции, характеризующейся признаками необычных сделок, ответственный сотрудники может принять одно из следующих решений:

  1. оставить сообщение без движения, если совершаемая операция формально соответствует признакам необычных сделок, но не содержит угрозыПОД/ФТ. В таком случае ответственный сотрудник обосновывает свое решение мотивированным заключением, что заявление о предоставлении целевого займа на улучшение жилищных условий пайщиком – владельцем сертификата на материнский (семейный) капитал имеет признаки необычной сделки (общи признак, характеризующий такие операции, частный признак, например приобретение жилья у родственников и т.д.), но предоставленный пайщиком пакет документов убеждает в добросовестности его намерений и реалистичности заявленной сделки. Такие аргументы не должны быть одинаковыми а содержать характерные для каждой операции признаки, на основании которых ответственный сотрудник решил оставить сообщение без движения.
  2. Дополнительно расследовать операцию, в связи с чем запросить у пайщика информацию относительно данной операции.  Например, если заем привлекается для строительства – информацию о располагаемых средствах и возможностях осуществить строительство собственными силами, о наличии и возможностях подключения к инженерным сетям, об источниках доходов, направляемых на обеспечение строительства сверх причитающихся средств материнского (семейного) капитала и пр. При этом в заключении ответственного сотрудника должен быть указан срок дополнительного изучения заявки, перечень дополнительно испрашиваемых документов и (или) характер дополнительных пояснений и срок их представления.
  3. Признать выявленную операцию подозрительной и направить сообщение о ней в Росфинмониторинг – при наличии очевидных факторов, свидетельствующих, что операция совершается с целью ОД, в данном случае – «обналичивания» средств материнского (семейного) капитала. Ответственный сотрудник указывает обоснования принятого им решения, как например, намерение получить заем под строительство на непригодном для строительства участке. Намерение приобрести жилое помещение, не пригодное для проживания или не улучшающего жилищные условия семьи.          

Содержаниепроводимыхмероприятийнераскрывалось,письмаклиентамопредоставленииимипоясненийиинформацииКооперативомненаправлялись.

Комментарий:

Сомнения по которым заявленная пайщиком операция подвергается дополнительному изучению обязывают кооператив обновить идентификационные сведения, которые вызывали сомнения, как это предусмотрено п.п.3, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ. В соответствии  с п. 2.3. Положения № 444-П, необходимые для обновления идентификационных сведений документы и сведения кооператив получает от пайщика, его представителя, либо путем обращения к доступным на законных основаниях источникам информации. В заключении ответственного сотрудника о дополнительном изучении (расследовании) заявки пайщика должны быть вид документов и информации, результаты повторной идентификации, произведенные на основании этих документов и выводы о возможности или отказе в удовлетворении заявления пайщика об участии в финансовой взаимопомощи (заявлении о предоставлении целевого займа) по основанию, предусмотренному п. 11, ст.7 Закона № 115-ФЗ.

Согласно Программе идентификации ПВК по ПОД/ФТ, документы и информация могут запрашиваться у пайщиков в устной форме. При этом, во внутренних сообщениях, способы получения информации и документов отсутствуют.

Комментарий:

Закон и нормативные акты Банка России не устанавливает обязанность Кооператива направлять письменные запросы о направлении документов и информации в целях идентификации и обновления идентификационных сведений, допуская возможность таких запросов в устной форме. Однако во всех случаях в решении Ответственного сотрудника по существу внутреннего сообщения должны указываться способы направления требования о представлении дополнительных документов и информации и способы их получения.

В соответствии с п. 2.4 Положения № 444-П,«Отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения некредитной финансовой организацией правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов клиента либо документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться клиентом (представителем клиента) без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно)». В этом случае в ПВК по ПОД/ФТ должен быть установлен порядок подтверждения пайщиком таких сведений.

ПВК определен срок проведения дополнительного расследования не более семи дней с даты принятия решения о проведении дополнительного расследования.

Согласно сведениям, содержащимся во Внутренних сообщениях, дать принятия решения Ответственного сотрудника и Председателя правления о квалификации операций, проведении дополнительных расследований, совпадали с датами составления Внутреннего сообщения сотрудником Кооператива, что может свидетельствовать о непроведении либо формальном проведении дополнительных расследований в отношении операций пайщиков.

Комментарий:

Фактически, необходимые для дополнительного изучения заявки документы и информация могут быть представлены пайщиком в тот же день и тогда же может быть вынесено заключение ответственным сотрудником. Поэтому даты направления требования о представлении дополнительных документов и информации и даты принятия ответственным сотрудником решения по заявке могут совпадать. Но если такие совпадения наблюдаются систематически, это наводит на обоснованные подозрения, что процедуры выявления операций и фиксирования информации исполняются формально. Для предупреждения таких подозрений, рекомендуется разносить даты запроса дополнительных документов и сведений и даты принятия решения ответственным сотрудником в пределах установленного ПВК по ПОД/ФТ семидневного срока таким образом, чтобы период изучения дополнительных документов и информации соответствовал установленным в кооперативе срокам изучения подобных материалов.

Рабочей группой запрошена информация и документы об операциях, квалифицированных Кооперативом в качестве подлежащих обязательному контролю за проверяемый период. Согласно справке от 01.06.2017 № 102/17, представленной Кооперативом операции, квалифицированные Кооперативом в качестве подлежащих обязательному контролю за проверяемый период, Кооперативом не совершались.

Рабочей группой проведена проверка выявления Кооперативом операций с денежными средствами подлежащих обязательному контролю за проверяемый период. С этой целью осуществлен анализ ОСВ по счетам 50 "Касса" и 51 "Расчетные счета",а также выписки по расчетным счетам Кооператива, открытым в кредитных организациях, за период с … по ….

По результатам анализа счетов 50 Кассаи 51 Расчетные счета операции, подлежащие обязательному контролю, в рамках проверяемого периода, рабочей группой не выявлены.

Рабочей группой проверено выявление Кооперативом операций, подлежащих обязательному контролю, в случае, если хотя бы одной из сторон является фигурант Перечня, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности фигуранта Перечня. Рабочей группой осуществлена сплошным методом сверка в ручном режиме клиентов кооператива и с Перечнем от ….. В результате сверки совпадений клиентов Кооператива с фигурантами Перечня рабочей группой не выявлено.

В соответствии с отчетом СДЛ о результатах соблюдения в кооперативе ПВК по ПОД/ФТ за 2016 г., утвержденным Председателем правления, операции, подлежащие обязательному контролю, а также операции, обладающими признаками, указывающими на необычный характер, не выявлены.

Комментарий:

  1. В соответствии с п. 2.10 Положения № 445-П, сроки и порядок представления ответственным сотрудником текущей отчетности руководителю НФО определяются внутренними документами (Возможно ПВК по ПОД/ФТ).
  2. Рабочей группой не обращено внимание на несоответствии - в отчетности указано на то, что операции, несущие признаки необычных сделок не выявлены, в то время, как выше были указаны такие операции по предоставлению целевых займов на погашение которых направляются средства МСК, по которым проводилось дополнительное изучение в рамках программы выявления операций. 

Рабочей группой у Кооператива запрошена информация и документы обо всех случаях отказа от проведения операций и о фиксировании и направлении сведений  по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Такие случаи в практике кооператива не выявлены. Сведения об отказах в совершении операции не фиксировались и не направлялись в Росфинмониторинг.

  1. Проверка соблюдения сроков предоставления информации в уполномоченный орган, в т.ч.:
  • Сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, в соответствии с пп. 4,п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ в отношении 100% сделок с недвижимым имуществом. – в проверяемом периоде информация по операциям, подлежащим обязательному контролю в Росфинмониторинг не направлялась.

Комментарий:

Непонятно, почему предполагается направление таких сведений         в отношении 100% сделок с недвижимым имуществом. В соответствии с п. 1.1., ст. 6 Закона № 115-ФЗ, обязательному контролю (и направлению сведений о в Росфимнмониторинг) подлежит «Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее».

  • Сведений в отношении которых у работников организации возникли подозрения, что они осуществляются в целях ОД/ФТ, в соответствии с п. 3, ст.7 Закона № 115-ФЗ – по состоянию на … г. рабочей группе представлено … внутреннее сообщение работников, направленное на рассмотрение СДЛ и составленные за проверяемый период. Операции по займам, которые были предоставлены на условиях их погашения средствами материнского (семейного) капитала, кооперативом подозрительными не признаны.
  • По принятым мерам по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества (незамедлительно в день применения мер) в соответствии с пп.6, п.1, ст.7 Закона № 115-ФЗ – не осуществлялись.
  • По результатам проведения проверки среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества (не позднее трех дней после окончания проверки), в соответствии с пп.7, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ
  • Об операции, приостановленной в соответствии с п.10, ст.7Закона № 115-ФЗ (незамедлительно, в день применения мер по приостановлению) - не осуществлялись.
  • О случаях отказа по основаниям, указанным в п.11, ст. 7 ст. Закона № 115-ФЗ от выполнения распоряжения клиента о совершении операции (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий) - не осуществлялись.

Выводы по разделу:

  1. По оценке рабочей группы, операции пайщиков, заключившие договора займа, в  счет погашения которых используются средства материнского капитала, могут соответствовать коду вида операций 1291 «Совершение операции (сделки) по поручению клиента в случае, если имеются основания полагать, что клиент, учредитель, бенефициарный владелец или выгодоприобретатель является получателем субсидий, грантов или иных видов государственной поддержки за счет средств федерального бюджета,бюджетасубъектаРоссийскойФедерацииилимуниципальногобюджета".

Комментарий:

Кооператив не квалифицировал такие сделки как подозрительные, поскольку:

  1. Кооператив проводит идентификацию при приеме пайщика в кооператив;
  2. Все пайщики, заявившие о предоставлении  целевого займа на погашение которого планируется направить средства МСК подтвердили свое право на получение средств государственной поддержки, предусмотренной законом № 256-ФЗ, предоставив копию сертификата на МСК;
  3. Денежные средства по договорам займа безналично перечислены на счет лица, получившего сертификат.

В качестве факторов, указывающих на необычный характер сделки, рабочей группой установлены:

  1. Сумма займа в отдельных случаях совпадала с размером МСК (остатком средств МСК) либо незначительно превышает его (…договоров или …% от общего числа сделок с МСК на сумму …. тыс. руб., в т.ч. три сделки предположительно осуществлены между родственниками и в одной сделке место регистрации пайщика совпадает с местом нахождения приобретенной недвижимости).

Комментарий:

Само по себе, такое возможно[3], но всякий раз следует детально исследовать качество приобретаемого жилого помещения (или способность заемщика осуществить его строительство за счет заемных средств), сопоставить с характеристиками жилья где в настоящее время проживает его семья, удостовериться, что в результате использования заемных произойдет действительное улучшение жилищных условий семьи.

  1. … сделки, или …% от общего числа сделок с МСК на сумму …. тыс.рублей, предположительно осуществлены между родственниками.

Комментарий:

Законодательство не запрещает осуществление сделок купли-продажи жилых помещений с использованием средств материнского (семейного) капитала между родственниками[4]. В таких случаях следует проверить не является ли сделка фиктивной (мнимой), когда жилое помещение вначале было отчуждено родственнику (произошло намеренное ухудшение жилищных условий), а затем, посредством обратного выкупа с использованием средств МСК, было восстановлено первоначальное положение.

Кроме этого, характерными признаками мнимой сделки по приобретению жилого помещения между родственниками являются, например:

  • Заниженная цена договора купли-продажи жилого помещения по сравнению с рыночной стоимостью жилья, совпадающая или близкая к размеру материнского (семейного) капитала;
  • Не вселение семьи в приобретенную квартиру после ее приобретения.

При оценке заявки на получение займа для приобретения жилья у родственника, следует также оценить, будет ли семья обеспечена отдельными жилыми помещениями в случае, если родственник, с которым совершается сделка, продолжить проживать в квартире.

  1. По … договорам, или …% от общего числа сделок с МСК, на сумму …. тыс. рублей, предусматривалось частичное финансирование покупки жилых. помещений за счет средств целевого займа. Разница в стоимости жилья оплачивалась за счет собственных средств заемщиков.

Комментарий:

В таком нет ничего предосудительного и тенденция отражает переход от удовлетворения потребностей пайщиков, не располагающих достаточными доходами и стремящихся приобрести жилье по цене, равной или близкой величине материнского (семейного) капитала, к обслуживанию категорий семей обладающих собственными накоплениями или достаточным уровнем дохода для приобретения более дорогого жилья. То обстоятельство, что средства материнского (семейного) капитала составляют только долю в стоимости приобретаемого жилого помещения, соответствует логике государственной поддержки, возмещаемой средствами МСК выпадающую из бюджета семьи долю доходов матери, находящейся в декретном отпуске (отпуске по уходу за ребенком). Наряду с оплатой части стоимости приобретаемого жилого помещения собственными накоплениями семьи, может применяться схема с предоставлением займа на оплату всей стоимости квартиры (или ее существенной части), когда часть такого займа погашается средствами МСК, а оставшаяся часть – из текущих доходов семьи в течение более длительного периода.

При предоставлении такого рода займов кооперативу следует оценить платежные возможности семьи и согласовать с пайщиком необременительный для семейного бюджета размер ежемесячного платежа, направляемого на погашение и обслуживание ипотечного займа.

В случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает 3 млн. руб., такая сделка подлежит обязательному контролю по основанию п.1.1, ст.6, Закона № 115-ФЗ. У Кооператива возникает обязанность направить в Росфинмониторинг ФЭС о такой сделке не позднее трех рабочих дней, после регистрации перехода права на жилое помещение[5], приобретенное с использованием предоставленного кооперативом займа.

  1. По … договорам, или …% от общего числа сделок с МСК, установлено, что место регистрации пайщика (заемщика) совпадает с местом нахождения приобретенной недвижимости и 6д оговоров или …% от общего числа сделок с МСК, в которых место регистрации пайщика (заемщика) и продавца недвижимости совпадают.

Комментарий:

Такое возможно, например, если за счет средств материнского капитала приобретаются дополнительные доли в жилом помещении, где пайщик уже зарегистрирован и проживает. Это признается судами как улучшение жилищных условий и целевое использование средств МСК[6]. Также, обоснованным является привлечение средств МСК на реконструкцию жилого помещения, где уже проживает семья пайщика.

При оценке заявок на предоставление займов для приобретения жилого помещения, расположенного по адресу, совпадающего с местом регистрации (постоянного проживания) пайщика следует удостовериться, что в результате осуществления сделки семья приобретет изолированные жилые комнаты, что отсутствует спор о пользовании иными помещениями общего пользования между семьей пайщика и иными проживающими в квартире лицами.

Рабочей группой установлено, что сделки осуществляются преимущественно в сельской местности.

Комментарий:

Тот факт, что сделки по приобретению жилья за счет предоставленных кооперативом займов осуществляются преимущественно в сельской местности, объективно обусловлен более приемлемой стоимостью жилья, высоким уровнем рождаемости и большим количеством семей, обладающих сертификатом на МСК в сельской местности.

При оценке заявок от пайщиков на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, следует исследовать обстоятельства насколько приобретаемое жилье способно улучшить жилищные условия семьи, причем не только по планировочным параметрам, но и по уровню благоустройства, инженерному, социокультурному, транспортному обеспечению.

В случае, если заем привлекается для строительства, следует проверить соответствие предоставленного под строительство земельного участка действующим в данной местности нормам отвода земель под индивидуальное жилищное строительство, историю перехода прав пользования этим участком, способность пайщика осуществить строительство самостоятельно или с привлечением третьих лиц, располагаемыми им возможностями оплатить услуги третьих лиц, оценить реалистичность заявленных сроков начала и завершения строительства.

Вывод:

Операции по выдаче займов на приобретение объектов недвижимости, предоставленных на условиях их погашения за счет средств материнского (семейного) капитала, предположительно осуществленных между родственниками; совпадение адреса регистрации по месту жительства заемщика с адресом приобретаемого объекта недвижимости, а также стоимости приобретаемого объекта недвижимости с размером предоставляемого Кооперативом займа и размером перечисляемого отделениями Пенсионного  фонда Российской  Федерации  материнского  (семейного)  капитала  может указывать, по оценке рабочей группы, на признаки схемного характера операций, направленного на получение пайщиками средств материнского (семейного) капитала.

Кроме этого, по оценке рабочей  группы, пайщики, заключившие договора займа, в счет погашения которых используются средства материнского капитала, могут  соответствовать коду вида операций 1291 «Совершение операции (сделки) по поручению клиента в случае, если имеются основания полагать, что клиент, учредитель, бенефициарный владелец или выгодоприобретатель является получателем субсидий, грантов или иных видов государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального бюджета».

Комментарий:

В соответствии с п. 5.2, Положения № 445-П, перечень признаков,  указывающих на необычный характер сделки включаются в  программу выявления операций ПВК по ПОД/ФТ и может быть дополнен по усмотрению кооперативом. Там же определяется «порядок действий при оценке соответствия операции …признакам, указывающим на необычный характер операций, выполняемых сотрудниками некредитной финансовой организации, на которых возложена обязанность по выявлению таких операций (до начала их совершения, в процессе их совершения…».

Можно полемизировать, относятся ли средства МСК к бюджетным или нет, но это однозначна государственная субсидия при освоении которой возможен риск нецелевого использования средств государственной поддержки. Для предупреждения и пресечения угрозы возникновения такого рода рисков рекомендуется:

  • Проводить все заявки на получение целевых займов для улучшения жилищных условий, на погашение которых планируется направить средства материнского (семейного) капитала, по процедуре выявления операций.
  • Дополнить перечень признаков необычных сделок, конкретными ситуациями, которые могут свидетельствовать об угрозе нецелевого использования средств МСК.
  • Проводить мониторинг целевого использования займа предоставленного кооперативом займа до того, пока не произойдет фактическое улучшение жилищных условий семьи – безотносительно к тому погашена ли задолженность по займу займа Пенсионным фондом и сохранил или прекратил  пайщик заемщик членство в кооперативе. Конечным определяющим признаком целевого использования займа является оформление общей долевой собственности родителей и несовершеннолетних детей на приобретенное (построенное) жилое помещение в соответствии с нотариально удостоверенным обязательством.
    1. 1. Код вида операций 1008.

В целях проверки деятельности Кооператива по выявлению, фиксированию и направлению сведений по операциям внесения · физическими лицами в уставной (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме, на сумму равную или превышающую 600 тыс. рублей, сформированы оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов 50.1 "Касса организации", 75.01 "Расчеты по вкладам в уставной капитал", ,80 "Уставной капитал".

Согласно данным бухгалтерского учета, указанные операции в  проверяемом периоде Кооперативом не проводились.

Комментарий:

Как разъяснено письмом Отделения по Смоленской области ГУ ЦБ по ЦФО от 8.06.2016 г. № Т 155-71-14-11/5214,[7] «Поскольку действующее законодательство Российской Федерации не отождествляет внесение денежных средств в качестве паевого взноса в фонд КПК с взносом денежных средств в уставный (складочный) капитал организации, внесение пайщиком КПК денежных средств в наличной форме в качестве паевого взноса в паевой фонд КПК не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с абзацем седьмым подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ».

Поэтому проведенная рабочей групп проверка по этому виду операции необоснованна.

  1. Код вида операции 5007 – предоставление беспроцентных займов

В целях проверки деятельности Кооператива по выявлению, фиксированию и направлению сведений по операциям предоставления юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа на сумму равную или превышающую 600.тыс. рублей, сформированы оборотно-сальдовая ведомость и карточка счета 51 "Расчетные счета", содержащие сведения о наименовании пайщика, сумме операции, назначении платежа. По дебету счета 58.03 "Предоставленные займы (краткосрочные и долгосрочные)", произведен отбор операций по выдаче Кооперативом займов на сумму, равную или превышающую 600 тыс. рублей. По результатам рассмотрения договоров займа, заключеннь1х с пайщиками, установлено, что выдача заемных денежных средств производилась под 16 % годовых.

Таким образом, операций по выдаче/получению беспроцентного займа, подлежащих обязательному контролю, в проверяемом периоде Кооперативом . не выявлено.

Комментарий:

Как определено п.3, ст. 809 ГК РФ, «Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случаях, когда: договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон». Следуя этой норме, кооператив, как юридическое лицо вообще не может являться стороной договора беспроцентного займа.

  1. Код вида операций 7001.

Проверен порядок работы Кооператива по выявлению операций с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленным порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций.

Для выбора операций, подлежащих обязательному контролю по данному коду, при анализе оборотно-сальдовых ведомостей, карточек счетов 51 "Расчетные счета", 50.01 "Касса организации",  60  "Расчеты  с поставщиками  и  подрядчиками",  66  "Расчеты  по
По результатам проверки не выявлено операций, связанных с финансированием экстремистской, в т.ч. террористической деятельности. 67 "Расчеты по долгосрочным  кредитам  и займам" краткосрочным   кредитам  и  займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», применены фильтры по назначению платежа, наименованию плательщика/получателя пая, взноса, займа, сбережения.

  1. Код вида операции 8001.

В целях проверки деятельности Кооператива по выявлению, фиксированию и направлению сведений о сделках с недвижимым имуществом на сумму равную или превышающую 3 млн. рублей, результатом  совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, сформированы  оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов О 1 "Основные средства организации", 51 "Расчетные счета", 50.01 "Касса организации", рассмотрены документы, находящиеся в досье пайщиков физических лиц.

Рабочей группой не выявлено операций с недвижимым имуществом на сумму равную или превышающую 3 млн. рублей.

  1. Код вида операции 9002

Для проверки работы Кооператива по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений об операциях по расходованию денежных средств  и (или) иного имущества на сумму равную или превышающую 100 тыс. рублей, совершаемых его клиентами и подлежащих обязательному контролю, сформированы оборотно-сальдовая ведомость и карточки счетов 51 "Расчетные счета", 50.01 "Касса организации".

Согласно данным, содержащимся в ПК "lC", данных выписок с расчетных счетов Кооператива, пайщиками Кооператива являются только физические лица.

Таким образом, в проверяемом периоде не  проводились операции, подлежащие обязательному контролю по коду вида операции 9002.

  1. Квалификация необычных сделок при приеме сбережений. 

По   оценке   рабочей группы,   сделки   по  приему   денежных средств  пайщика Ф.И.О. на хранение могут соответствовать критерию и признаку необычных  сделок по коду 4402  «Заключение с одним членом (пайщиком) кредитного потребительского кооператива нескольких договоров личных сбережений (займов) в течение трех месяцев на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей».

Рабочей группой из пояснений Кооператива выявлено, что  источник происхождения денежных средств установлен (переоформление личных сбережений пайщика). В виду отсутствия сомнения об отнесении операций пайщика к подозрительным операциям, Кооперативом внутреннее сообщение не составлялось.

Комментарий:

С пайщиком Ф.И.О. … был заключен договор сбережений № …. на сумму 500 тыс. рублей, а …. с ним был заключен второй договор сбережений № … сумму 286,2 тыс. рублей. Операция не квалифицировалась кооперативом как подозрительная по коду 4402, поскольку в обоих случаях пайщик размещал свои личные сбережения на новый срок в связи с истечением сроков действия договоров  № … от …. и № ….. от …. Новые договора передачи личных сбережений были заключены на суммы, соответствующие остатку средств по договорам с завершившимся сроком.

Ф.И.О. является пайщиком Кооператива с 14.03.2006.

При этом отсутствие документационного подтверждения, при реализации программы выявления операций ПВК по ПОД/ФТ, в части запрашивания у пайщика Ф.И.О. дополнительной информации, по оценке рабочей группы, может привести к возникновению риска не выявления операций, обладающих признаками подозрительных и несвоевременного направления сведений о них в уполномоченный орган.

Комментарий:

Не понятен предмет запроса, если средства уже накапливались пайщиком в кооперативе в течение трех лет, пайщик регулярно идентифицировался, его сберегательные мотивации были подтверждены и не вызывали сомнений. Фактически переоформление сбережений пайщиком Ф.И.О. на новый срок подтверждает продолжающиеся уже на протяжении длительного периода цели его участия в организуемой кооперативом финансовой взаимопомощи. 

В другом случае,  сделки  по  приему  денежных  средств  от  пайщиков Ф.И.О.1 и Ф.И.О.  также в связи с размещением ранее переданных личных сбережений на новый срок не были квалифицированы по признаку необычных сделок по коду «Дробление сумм денежных средств, размещаемых пайщиком, на несколько договоров в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения указанных денежных средств (если бы они были оформлены одним договором) составляет или превышает 600 000 рублей», так как суммы денежных средств по вновь заключенным договорам превышают 600 тыс. руб.

Вывод по разделу:

По оценке рабочей группы, операции пайщиков, заключившие договора займа, в счет погашения которых используются средства материнского капитала, могут соответствовать коду вида операций 1291 "Совершение операции (сделки) по поручению клиента в случае, если имеются основания полагать, что клиент, учредитель , бенефициарный владелец или выгодоприобретатеhь является получателем  субсидий, грантов или иных видов государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального бюджета".

Выявление операций по выдаче займов на приобретение объектов недвижимости, предоставленных на условиях их погашения за счет средств материнского (семейного) капитала, предположительно осуществленных между родственниками; совпадение адреса регистрации по месту жительства заемщика с адресом приобретаемого объекта недвижимости, а также стоимости приобретаемого объекта недвижимост с размером предоставляемого Кооперативом займа и размером перечисляемого отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации материнского (семейного) капитала может указывать, по оценке рабочей группы, на признаки схемного характера операций, направленного на получение пайщиками средств материнского (семейного) капитала

По оценке рабочей группы, сделки по приему денежных средств пайщика Ф.И.О на хранение  соответствуют критерию  и признак  необычных  сделок по коду 4402 «Заключение с одним членом (пайщиком) кредитного потребительского кооператива нескольких договоров личных  сбережений  (займов) в течение трех месяцев на сумму, равную или превышающую 600 тыс. рублей».

2.4. Проверка соблюдения порядка формирования ФЭС, установленного Указанием Банка России № 3484-У.

Кооперативом предоставлены копии формализованных электронных сообщений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и  физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) ' денежных средств или иного имущества от …, …, …. и от …. с датами принятия сообщений Росфинмониторингом от …, …., … и от …., соответственно.

Установлено. что в отдельные периоды, когда ответственный сотрудник находилась в отпуске, исполнение ее обязанностей возлагались на председателя правления. Однако в ФЭС, направленных в эти периоды указывалась фамилия ответственного сотрудника.

Вывод по разделу:

Установлены признаки нарушения требований пункта 18 Указания Банка России № 3484-У в части порядка  заполнения отдельных показателей ФЭС от …, …, …. - в служебной части ФЭС в показателях №№ 5-6 "Должность уполномоченного лица" и "ФИО уполномоченного лица" неверно указаны сведения о должности и ФИО Ответственного сотрудника.

Комментарий

Экстраполируя требование п. 11 Указания Банка России № 3484-Упри выявлении ошибки заполнения ФЭС кооператив в течение одного рабочего дня должен устранить ошибку и повторно направить ФЭС в Росфинмониторинг.

2.5. Проверка соблюдения требований по подготовке и обучению кадров, установленных Указанием Банка России №3471-У.

В ходе проверки рассмотрены вопросы :

  • наличия разработанной в Кооперативе программы  подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ и ее соответствия установленным требованиям;
  • наличия утвержденного руководителем перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, в том числе включения в перечень лиц, предусмотренных пунктами 2.2 и 2.7 Указания Банка России № 3471-У;
  • наличия установленного руководителем Кооператива  порядка учета прохождения сотрудниками кооператива обучения, документов, свидетельствующих л прохождении  сотрудниками кооператива обучения по ПОД/ФТ,  обеспечение их хранения в личных делах сотрудников;
  • соблюдения форм и сроков проведения вводного (первичного) инструктажа, целевого (внепланового) инструктажа, повышения квалификации (планового инструктажа) с сотрудниками Кооператива.

Документы о прохождении внеплановых (целевых) инструктажей по изменениям, внесенным в законодательные и нормативные акты Федеральным законом № 471-ФЗ, Указания Банка России № 3484-У (внесены Указанием Банка России № 4088-У), Кооперативом не представлены.

Выявленный признак нарушения требований Указания Банка России № 3471-У,  по оценке рабочей          группы   также свидетельствуют о наличии признаков нарушения требований п. 2, ст. 7 Закона № 115-ФЗ, в части непринятия кооперативом в полном объеме внутренних организационных мер к подготовке и обучению кадров в целях ПОД/ФТ. 

Вывод по разделу:

По фактам о не своевременном прохождении внеплановых (целевых) инструктажей по  изменениям,   внесенным   в  законодательные и нормативные   акты Федеральным  законом  № 471-ФЗ,  Указания  Банка России №  3484-У имеются признаки нарушения требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и пункта 3.4 Указания Банка России № 3471-У.

2.6. Проверка соблюдения при реализации ПВК в целях ПОД/ФТ порядков, предусмотренных:

  • П.2.9 Положения Банка России № 445-П в части проведения внутренних проверок не реже одного раза в год, а также представлении руководителю письменных отчетов;
  • П.4.4. Положения Банка России № 445-П  в части соблюдения порядка и периодичности мероприятий по мониторингу риска в отношении 100% займов, предоставленных на условиях их погашения за счет средств материнского (семейного) капитала.
  • П.5.2 Положения № 445-П в части выявления операций, в отношении которых у кооператива возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.   

В соответствии с пунктом 2.9. Положения Банка России № 445-П и в соответствии. с разделом 11 "Программы проверки внутреннего контроля" ПВК по ПОД/ФТ Кооператива, проверка соблюдения сотрудниками установленных в Кооперативе правил и процедур внутреннего контроля проводится не реже одного раза в год специальным должностным лицом Кооператива.

По результатам проведенной проверки ответственный сотрудник составляет и представляет Председателю правления Кооператива письменный отчет. На основании полученного отчета Председатель правления Кооператива,  в  случае  выявления нарушений, издает приказ об их устранении. Отчет СДЛ, согласованный с Председателем правления Кооператива, ежегодно представляется на  рассмотрение  правления Кооператива. Отчеты о проведенных проверках соблюдения внутреннего контроля в Кооперативе и издаваемые по их результатам распорядительные документы хранятся у СДЛ.

Нарушений требований п. 2.9 Положения Банка России № 445-П в части сроков проведения проверок рабочей группой не установлено.

Вместе с тем, не включение в состав отчета информации о проведении в обособленном подразделении проверки внутреннего контроля свидетельствует о недостаточном контроле за реализацией ПВК по ПОД/ФТ, осуществляемым специальным должностным лицом.

Комментарий

При наличии в кооперативе обособленного подразделения – независимо от круга осуществляемых им функций и количества сотрудников – проверки соблюдения ПВК по ПОД/ФТ должны проводиться им в таком подразделении, а их результаты включаться в отчет.

По мониторингу риска в соответствии с п. 4.4 Положения № 445-П кооперативом представлены следующие пояснения:

Заявления пайщиков о намерении погасить заем средствами материнского капитала, подвергаются дополнительному изучению:

  • Выясняются дополнительные сведения: справка об остатке  материнского капитала, свидетельства о рождении детей и об браке, справка от органов опеки, что мать не была лишена родительских прав (запрашивается выборочно, если возникают подозрения, что семья ведет асоциальный образ жизни). 

Комментарий

В случае, если возникают подозрения в асоциальном образе жизни родителей рекомендуется вообще отказаться от сделки.

  • Документы продавца (договор купли-продажи, свидетельство о приватизации, о праве на наследство и т.п.), выписка из ЕГРП, свидетельствующая что жилье свободно от обременений, состав продавцов, последняя дата покупки объекта (для уточнения, не приобретается ли это жилье многократно).   
  • Для подтверждения целевого использования займа заемщик представляет предварительный договор купли-продажи и подтверждает соответствующим документом, что жилье не пригодным для проживания.
  • После получения займа заемщик и продавец заключают основной договор купли-продажи, а после регистрации сделки заемщик обращается в ПФР с заявлением о распоряжении средствами МСК, что подтверждает целевое использование займа. При получении займов для строительства заемщик представляет документ о праве (его или супруга) на земельный участок и разрешение на строительство на этом участке.    

 Комментарий

Сам по себе факт направления в ПФ заявления о распоряжении средствами МСК не подтверждает целевое использование средств МСК.

При полном погашении займа, в случае, если было наложено обременение на приобретенное недвижимое имущество в пользу Кооператива, Кооператив совместно с заемщиком подает заявление в регистрирующий  орган  и  снимает  обременение,  что также является  подтверждением  целевого использования займа.

Комментарий

Подтверждением целевого использования займа является не снятие обременения, а оформление жилого помещения в общую долевую собственность родителей и детей.

Пайщикам, заявляющим о намерении погасить целевой заем средствами материнского (семейного) капитала, присваивается повышенный уровень риска.

По оценке рабочей группы, при реализации программы управления риском, Кооператив принимает . меры по классификации клиентов с учетом критериев  риска. Продукты (услуги), определенные Кооперативом как высокорисковые  с  позиции вероятности его вовлечения в процессы ПОД/ФТ, в проверяемом периоде пайщикам не предоставлялись.

По исполнению п. 5.2 Положения № 445-П в части выявления операций, в отношении  которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ОД/ФТ,

По справке кооператива за проверяемый период подозрительные операции не квалифицировались и сообщения о таких операциях не направлялись в Росфинмониторинг. 

Заключительная часть.

Проверкой соответствия практической работы Кооператива в сфере ПОД/ФТ требованиям действующего законодательства выявлены признаки нарушений Банком требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма:

  • пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и пункта 3 .4 Указания Банка России № 3471-У в части непринятия Кооперативом в требуемом объеме внутренних организационных мер к подготовке и обучению кадров в целях ПОД/ФТ (не прохождение внеплановых (целевых) инструктажей по изменениям, внесенным в законодательные и нормативные акты Федеральным законом № 471-ФЗ, Указания Банка России № 3484-У (внесены Указанием Банка России № 4088-У).
  • пункта 18 Указания Банка России № 3484-У и Форматов ФЭС в части неверного заполнения отдельных показателей ФЭС от 14.09.2016, 12.12.2016, 10.03.2017 (.в служебной  части  ФЭС  в  показателях  №№ 5-6  "Должность  уполномоченного  лица"  неверно указаны сведения о должности и Ф.И.О. ответственного сотрудника.

[1] При упрощенной идентификации

[2] Инспекцией обследованы 3 редакции ПВК по ПОД/ФТ от 29.03, 27.09., 7.12 2016.

[3] В частности, это подтверждено Апелляционным определением ВС Республики Карелия от 15.06.2012 г. № 33-1683/2012.

[4] См., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 1.06.2016 по делу № 33-9013/2016;

[5] См. Письмо отделения по смоленской области ГУ БР по ЦФО от 30.10.2015 № Т-166-71-14-12/10621

[6] См., например, Определение ВС РФ от 25.04.2017 № 91-КГ17-44

[7] Опубликовано на сайте СРО «Содействие» по ссылке: http://sro-sodeystvie.ru/files/doc_image_copy/2499/2499.jpg;