Проверка соблюдения требования ч. 4, ст. 15 Закона № 190-ФЗ

Обзор и комментарии к акту проверки кредитного кооператива Инспекцией Банка России

1.Общая часть

  1.  Проверено соблюдения требования ч. 4, ст. 15 Закона № 190-ФЗ, что «В состав правления …, контрольно-ревизионного органа …., на должность единоличного исполнительного органа кредитного кооператива не может избираться или назначаться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики.

Рабочей группе представлена справка Информационного центра МВД по Республике Хакасия об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования    либо    о    прекращении    уголовного    преследования     в    отношении  единоличного исполнительного органа…от …№….. Согласно пояснениям кооператива, справка об отсутствии судимости членов правления …., ……, ….., а также на членов наблюдательного совета …, …., …., находятся в процессе изготовления.

Вывод:

Отсутствие информации  об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики на момент избрания членов правления и ревизионной комиссии, может привести к нарушению Кооперативом требований ч. 4, ст. 15 Закона № 190-ФЗ.  

Комментарий:

Законодательство не устанавливает обязанность кооператива хранить справки об отсутствии судимости указанных лиц. Абзацем 6, ст. 65 ТК РФ, предусмотрено, что при  заключении трудового договора «лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю … справку о наличии (отсутствии) судимости….». Такая справка может быть предъявлена только лицом, с которым заключается трудовой договор на исполнение функций единоличного исполнительного органа (директора, председателя правления), при заключении такого договора.

Члены правления, наблюдательного совета не состоят с кооперативом в трудовых отношениях, а избираются в эти органы. В момент избрания они могут заявить кооперативу об отсутствии судимости и объективный состав нарушения кооперативом ч.4, ст. 15 Закона № 190-ФЗ возникнет только в случае, если впоследствии выяснится, что при избрании в состав органов они намеренно сообщили ложные сведения об отсутствии судимости.

Хранение же кооперативом справок об отсутствии судимости указанных лиц может осуществляться кооперативом только при получении их согласия на обработку персональных данных. В противном случае, кооперативу может быть предъявлена претензия  в нарушении ч.5, ст. 5 и п.. 1, , ч.1, 5 ст. 6 Закона № 152-ФЗ «О персональных данных» в связи с обработкой избыточных персональных данных.  

Рекомендация:

 Для предупреждения такого рода претензий рекомендуется все же ознакомиться со справками об отсутствии судимости за преступления в сфере экономики членов правления, контрольно-ревизионного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа зафиксировав реквизиты таких справок. В случае, если кооператив намерен хранить справки об отсутствии судимости указанных лиц, следует получить от них согласие на обработку персональных данных, оформленное по правилам ч.4, ст. 9 Закона № 152-ФЗ. 

  1. Проверено наличие договорных отношений с бюро кредитных историй.
  2. Проверены сведения о счетах кооператива, открытых в кредитных организациях (номер счета, дата открытия счета, дата закрытия счета). 

2.Аналитическая часть

  1. Проверка соблюдения финансовых нормативов
    1. Расчет финансового норматива ФН 1.

Проведена сверка показателей указанных в расчете норматива с данными отчета о деятельности кооператива и бухгалтерского учета, в результате чего установлено:

Величина резервного фонда, отраженная в стр. 2.2. Отчета о деятельности на ….. составляла …. тыс. руб., что совпадает с показателем ОСВ по счету «Резервный фонд», субсчет 1 «Резервы, образованные в соответствии с законодательством.

Данные субсчета 66.1 и субсчета 67.1 не соответствуют данным строк 3.1, 3.2 раздела II Отчета о деятельности.

 Комментарий:

 Указанное несовпадение связано с тем, что в данных бухгалтерского учета эти показатели указываются с учетом начисленных процентов, а в отчете о деятельности – по сумме основного долга.

В результате инвентаризации были выделены сбережения со сроком погашения до одного и свыше одного года (независимо от того, на какой срок был заключен договор. Общие суммы оцененных таким образом кратко и долгосрочных обязательств кооператива совпадают с данными бухгалтерского учета.

Комментарий:

Причины такого рода сверки актуальны в связи с тем, что многие кооперативы распределяют обязательства на долго и краткосрочные не по фактическому сроку, оставшемуся до погашения обязательства после отчетной даты (до одного и свыше одного года), а по установленному договором сроку, независимо от того, когда наступает фактический срок погашения обязательства по привлеченным средствам.   

Суммы привлеченных средств показаны в отчете о деятельности без учета начисленных процентов, что нарушает п. 73 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утв. Приказом Минфина РФ от 2.07.1998 г. № 34н.  

 Комментарий:

Разночтения в подходах к сопоставлению показателей бухгалтерского учета и  отчета о деятельности устранены последними разъяснениями Банка России (опубликованы на официальном сайте Банка России по ссылке: http://www.cbr.ru/Reception/Faq/kpk/). В ответе на вопрос «Как КПК с помощью форм отчетности, установленных Указанием Банка России от 25.07.2016 № 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива» может проверить соблюдение финансовых нормативов?» разъяснено, что «обязательства по выданным и привлеченным займам отражаются без учета начисленных процентов, что подтверждает правоту кооператива в отражении показателей отчета о деятельности.   

Но и произведенный рабочей группой пересчет норматива ФН1 с учетом выдвинутых претензий, дал значение 6,3%, что превышает установленный п.1.2 Указания Банка России минимальный 5% порог.

  1. Расчет финансового норматива ФН2.  

В декабре 2016 г.  отделением Банка России кооперативу было вынесено предписание об устранении превышения максимально допустимого значения норматива ФН2 со сроком исполнения 31.03.2017. Значение норматива ФН2 по состоянию на 31.03.2017 г. приведено к нормируемым пределам.

Комментарий:

 В акте отмечено, что наряду с пайщиком, на которого приходится максимальная сумма привлеченных кооперативом средств, кооператив также обслуживает личные сбережения, переданные женой этого пайщика. Однако рабочая группа не сделала вывод необходимости расчета норматива ФН2 из совокупной суммы сбережений, переданных супругами, как если бы они были признаны аффилированными лицами.

  1. Расчет финансового норматива ФН3.  

По данным ОСВ, максимальная сумма основного долга по займу составляет …. приходится на пайщика …. (Договор №…. От ……).

В ходе сопоставления данных строк 1.1. и 1.2 Отчета о деятельности с данными ОСВ по субсчету  58.3 установлено, что суммы предоставленных займов отражены в отчете о деятельности без учета начисленных процентов.

Комментарий:

Как было показано Выше, последними разъяснениями Банка России (опубликованы на официальном сайте Банка России по ссылке: http://www.cbr.ru/Reception/Faq/kpk/), разъяснено, что «обязательства по выданным и привлеченным займам отражаются без учета начисленных процентов», что подтверждает правоту кооператива в отражении показателей отчета о деятельности.   

Кооператив при составлении промежуточного бухгалтерского баланса и отчета о деятельности отражал сумму задолженности по основному долгу, образовавшуюся в связи с предоставлением займов, без учета РВПЗ.

Для расчета значения «33» Кооператив использует только общий размер задолженности по сумме основного долга по займам, без учета сумм процентов и сумм сформированных РВПЗ.  

Комментарий:

Кооператив прав в подобном расчете норматива ФНЗ. В упомянутых разъяснениях Банка России (опубликованы на официальном сайте Банка России по ссылке: http://www.cbr.ru/Reception/Faq/kpk/), разъяснено, что «При расчете финансового норматива ФН3 значение ЗЗ определяется на основе показателей раздела II «Балансовые показатели» Отчета, указываемых с учетом корректировок на суммы сформированных РВПЗ и других корректирующих сумм, предусмотренных нормативными актами, а значение ЗЗЧ(АЛ) - на основе показателей раздела IV «Сведения о деятельности», указываемых без учета РВПЗ. В целях использования в числителе и знаменателе ФН3 сопоставимых показателей при определении значения ЗЗ сумму строк 1.1 и 1.2 раздела II «Балансовые показатели» Отчета необходимо увеличить на сумму сформированных РВПЗ по основному долгу (строка 35.1 раздела IV «Сведения о деятельности» Отчета)».  

Значение норматива ФН3, рассчитанное рабочей группой, составило 8.2% - в пределах установленного п. 1.6 Указания № 3916-У максимального 10% порога.

  1. Расчет финансового норматива ФН4.

 Значение финансового норматива ФН4, рассчитанное рабочей группой, превышает минимальный 6% порог, установленный п.1.8 Указания № 3916-У.

  1. Расчет финансового норматива ФН7.  

Проведена сверка данных отчета о деятельности с ОСВ по показателям денежных средств в кассе, на банковских счетах, денежных средств в пути и иных денежных средств, государственных ценных бумаг. Расхождения не выявлены.

Задолженность по сумме основного долга отражалась без учета начисленных процентов и  РВПЗ. Соответственно, при расчете финансового норматива ФН7 сумма задолженности по основному долгу не была уменьшена на РВПЗ.

Комментарий:

Замечание обоснованно. Упомянутыми разъяснениями Банка России установлено, что «при расчете финансового норматива ФН7 значение ЗЗ указывается с учетом корректировки на РВПЗ»

Показатель ПДС равен общему размеру денежных средств без учета начисленных процентов.

 Комментарий:

Кооператив правильно определил ПДС в целях расчета норматива ФН7. Знаменатель формулы расчета опубликованной на сайте Банка России складывается из суммы показателей строк 3.1 и 3.2, т.е. без учета начисленных процентов, которые отражаются в стр. 3.3.

По оценке рабочей группы финансовый норматив ФН7 с учетом корректировки на РВПЗ, составил 64%, что на 6% ниже минимально допустимого значения в 70%, установленного п. 1.14 Указания № 3916-У. 

  1. Расчет финансового норматива ФН8.  

В связи с тем, что сумма задолженности по займам, срок погашения которых наступает в течение 12 мес. после отчетной даты, не была скорректирована на величину РВПЗ, значение кооператива ФН8 пересчитанное рабочей группой, составило 116,2%. При том,  что Кооператив показал в отчетности завышенное значение – 143%. 

Комментарий:

Несмотря на то, что значение норматива ФН8 превышает минимально допустимое значение в 60%, установленное п.1.16 Указания Банка России № 3916-У, некорректность расчета зафиксирована как нарушение порядка, установленного нормативным актом Банка России.

  1. Расчет РВПЗ

При определении факта наличия просроченных платежей по займам Кооператив рассматривает отдельно сумму основного долга и задолженность по процентам. Однако определяет расчетную сумму резерва только с суммы задолженности, по которой имеется просрочка по основному долгу, не принимая для расчета резерва задолженность, связанную с продолжительностью по процентным платежам. По оценке рабочей группы, исходя из п. 3, 4, 5, 6 Указания Банка России № 3322-У, при определении размера резервов в части основного долга по займам, отражающих величину возможных потерь кредитного кооператива по займам, включая платежи по погашению основной суммы, по уплате процентов по договору займа,  прочие платежи заемщика в пользу кооператива, предусмотренные договором займа. …Рабочей группой произведен перерасчет величины РВПЗ по всему портфелю исходя из максимального значения резервов (в процентах) , определенных кооперативом для задолженности  по основному долгу или процентным платежам  по соответствующим займам. 

В результате пересчета получено значение РВПЗ … в размере …тыс. руб. – на … тыс. больше, чем по расчету кооператива.

Комментарий:

Опираясь на эту пространную сентенцию, рабочая группа своеобразно интерпретировала порядок формирования резерва в отношении просроченных процентов, установленный п. 3, Указания № 3322-У. Данной нормой определено, что «резерв …в части требований по начисленным процентным доходам формируется в размере, равном отношению размера сформированного резерва на возможные потери по займам по основному долгу, определенному в соответствии с п. 3-5 … Указания, к сумме основного долга по займу в отношении соответствующих займов».

Следовательно, если резерв по основному долгу рассчитывается по установленным Указанием № 3322-У процентам, как это предусмотрено п. 4 Указания, то для расчета резерва по просроченным процентам, процентные ставки указанием не установлены. Ставка резерва в отношении процентных  требований определяется из отношения суммы резерва по основному долгу к сумме основного долга по каждой группе просроченных займов,  по формуле:  

                                       РП=  Сп * Род / Сод

Где:

Сп – сумма просроченных к оплате процентов;

Род – резерв по основному долгу по просроченным займам каждой группы;

Сод – сумма основного долга по займам каждой группы.

Как видно из предусмотренной п.6 Указания № 3322-У формулы расчета резерва по просроченным процентам, если в соответствующей группе займов не будет сформирован резерв по основному долгу, то исходя из установленной методики расчета резерв по просроченным процентам будет равен нулю.

Однако рабочая группа посчитала, что кооператив должен создавать резерв в отношении просроченных процентов даже если сумма просроченных платежей в погашении основного долга равна нулю. Такое может быть в частности, если кооператив и пайщик, следуя п. 2  Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 141 «О некоторых вопросах применения положений статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации» придут к соглашению, «что при недостаточности платежа обязательство должника по уплате процентов погашается после основной суммы долга».

  Кроме этого, рабочей группой сделано безосновательное заявление, что наряду с просроченными платежами в погашение основного долга и оплату процентов, следует резервировать и прочие платежи заемщика в пользу кооператива. Указание № 3322-У не устанавливает обязанность формировать резервы в отношении «прочих платежей».

 СРО направила в Банк России запрос, об отношении к такой интерпретации порядка резервирования, установленного Указанием № 3322-У.