О результатах проверки инспекцией Банка России соблюдения кредитным кооперативом законодательства по ПОД/ФТ

Что выявлено при проверке генеральной инспекцией Банка России соблюдения кредитным кооперативом законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма

Раздел 1. Проверка соблюдения требований законодательства по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.

  1. По результатам проверки установлены факты отсутствия в 150 анкетах клиентов (100% выборки) сведений о финансовом положении клиентов, что свидетельствует о несоблюдении п. 4.16.1 ПВК….

Комментарий:

  1. В соответствии с  п.20 приложения 1 к «Положению  об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 12.12.2014 N 444-П), сведения о финансовом положении устанавливаются в отношении клиентов с повышенным уровнем риска.

Как установлено п.4.3. «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П),  «Некредитная финансовая организация принимает решение об отнесении клиента к определенной степени (определенному уровню) риска клиента самостоятельно…», руководствуясь факторами, приведенными в приложении 2 к Положению № 445-П. Приложение 2 не содержит такого фактора, как намерение пайщика получить заем, на погашение которого направляются средства материнского капитала.

Основанием для предъявления претензии такого рода послужило то, что кооператив всех вновь вступающих пайщиков в течение первого года членства относил к повышенному уровню риска. Такой режим предусмотрен Постановлением Правительства № 667-П, и утратил силу в отношении НФО с переводом их в юрисдикцию Банка России.       

Если пайщики, привлекающие займы, на погашение которых направляются средства материнского (семейного) капитала, отнесены кооперативом к повышенному уровню риска, то следует при их приеме в кооператив и проведении процедуры идентификации получить информацию об их финансовом положении.

Как установлено п. 5.3. «Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке» (утв. Банком России, Протокол от 27.07.2017 N КФНП-26)», «Процедуры оценки платежеспособности …допустимый уровень платежеспособности и вероятности возврата ипотечного займа устанавливаются положением о порядке предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) и должны включать в себя:

5.3.1. Проверку источников получения регулярных доходов лицами, указанными в пункте 5.1 Базового стандарта, в том числе:

5.3.1.1. размер заработной платы по основному месту работы и по совместительству;

5.3.1.2. доходы от предпринимательской деятельности;

5.3.1.3. доходы в виде дивидендов, процентов и выплат;

5.3.1.4. пенсионные выплаты и стипендии;

5.3.1.5. доходы от сдачи имущества в аренду;

5.3.1.6. алименты и пособия на детей;

5.3.1.7. иные доходы, определенные кредитным кооперативом в положении о порядке предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам).

  1. Для оценки финансового положения полезно проанализировать и регулярные расходы заемщика (п. 5.3.3.).

Наряду со сведениями о финансовом положении, в отношении пайщиков, которым присвоен повышенный уровень риска, следует устанавливать сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кооперативом (п.14 приложения 1) и сведения о деловой репутации (п. 16 приложения1).

  1. Рабочей группой проведена сверка находящихся в досье паспортных данных пайщиков. Сведения о недействительных паспортах не выявлены.
  2. В связи с коротким периодом членства в кооперативе, обязанность по обновлению идентификационных сведений в отношении  143 клиентов отсутствовала. Идентификационные сведения в отношении 7 клиентов, сохранивших членство в кооперативе не обновлены.

  Комментарий:

При вступлении в кооператив  проводится первичная идентификация пайщика и в период членства обновлять идентификационные (проводить повторные идентификации) «не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений». Как это установлено пп.3, ч.1, ст. 7
Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Закон не увязывает периодичность обновления идентификационных сведений с «календарным годом», поэтому повторные идентификации следует проводить не позднее 365 дней после проведения предшествующих в течение всего периода членства пайщика в Кооперативе.

ПВК, рекомендуемыми для применения кредитными кооперативами предусмотрено условие проведения повторных идентификаций при каждом обращении пайщика с заявлением об участии в финансовой взаимопомощи. При этом в анкету вносятся даты каждого обновления сведений. Если идентификационные сведения по пайщике изменились,  в дополнение к ранее внесенным в анкету сведениям вносятся актуальные на дату обновления анкеты идентификационные данные и информация. Если идентификационные сведения не изменились, можно ограничиться внесением в анкету даты ее обновления с подтверждающей записью, например: «достоверность идентификационных сведений подтверждена». Одновременно с обновлением идентификационных сведений, пересматривается и уровень риска, ранее присвоенный пайщику.

В соответствии с п. 2.7 Положения № 444-П, Кооператив может не проводить повторную идентификацию пайщика, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, при наличии в совокупности следующих условий:

  • идентификация пайщика, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, ранее проведена, и пайщик находится на обслуживании (участвует в финансовой взаимопомощи);
  • у кооператива отсутствуют сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации, а также ее достаточности для исполнения требований Закона № 115-ФЗ;
  • к сведениям об этом пайщике, его представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме в порядке, установленном Кооперативом в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (в рекомендуемой версии ПВК – п. 4.17)..

   Обновление сведений, полученных в результате идентификации пайщика, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, может не проводиться при наличии в совокупности следующих условий:

  1. Кооператив предпринял обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений об указанных лицах, в результате которых обновление сведений не было завершено.

Подтверждением того, что такие меры предпринимались Кооперативом могут служить направленные пайщику регулярные и заказные почтовые уведомления, сообщения по электронной почте, записи в журнале адресованных пайщику телефонограмм, СМС-сообщений, отметки в реестре пайщиков о безрезультатности иных попыток связаться с пайщиком согласованным с ним способами с использованием зафиксированных в реестре реквизитов.

  1. Со дня принятия мер по обновлению сведений об указанных лицах пайщик не участвовал в организуемых Кооперативом операциях финансовой взаимопомощи и Кооператив не проводил в отношении пайщика никаких операций (за исключением операций в рамках предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства или иное имущество пайщика).
  1. Учитывая, что меры по замораживанию (блокированию) должны применяться незамедлительно, не позднее одного рабочего дня, со дня размещения «Перечня» на официальном сайте Росфинмониторинга, рабочей группой  проведена проверка получения и использования информации, поступившей в личный кабинет.

Рабочей группой установлено, что Кооператив получал, а также скачивал информацию, содержащуюся в перечне в период с 1.07.2016 г. по 26.10.2017 г. 

  1. Рабочей группой проведена проверка клиентской базы по сделкам с МСК на предмет наличия (отсутствия) лиц, включенных в Перечень.

Совпадений сведений о клиентах Кооператива с лицами из Перечня экстремистов не выявлено.

  1. В соответствии с разделом 7 ПВК (п. 7.1.3) Результаты сверки (проверки) фиксируются в электронном формате (с указанием даты и времени проведения проверки) в сводной ведомости «Проверка организаций или физических лиц,  в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на основании решений межведомственной комиссией (Приложение 12.1).

Рабочей группе продемонстрированы обновленные перечни и решения, которые размещены на сетевом диске ПЭВМ, доступном для сведения сотрудников центрального офиса.

По результатам проверки получения и использования кооперативом информации, поступившей в личный кабинет, нарушения не выявлены.

Комментарий:

Рабочая группа проверила соблюдение условия п. 7.1.3 ПВК, предусматривающего фиксирование электронных  файлов по результатам каждой проверки на совпадение с фигурантами Перечня и ведение специального журнала. При том, что статистика обращений и все редакции перечня доступны через личный кабинет, это условие ПВК представляется избыточным, создающим дополнительные обременения для кооператива. Поэтому в обновленной редакции ПВК последний абзацу п. 7.1.3:

 «Результаты сверки (проверки) фиксируются в электронном формате (с указанием даты и времени проведения проверки) в сводной ведомости «Проверка организаций или физических лиц,  в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на основании решений межведомственной комиссией (Приложение 12.1)»   заменен редакцией:

«Статистика обновлений перечня и обращений ответственного сотрудника к каждой новой редакции с целью выявления совпадений с идентификационными данными, учтенными в реестре пайщиков, организована в личном кабинете кооператива на информационном портале Росфинмониторинга. При необходимости, наряду с актуальной редакцией, через  личный кабинет можно получить редакции  перечня за любой предшествующий период.  Указанная информация может быть использована Кооперативом в качестве фактора повышенного уровня риска пайщика. предусмотренного п.п. «b» п. 4.18.2». Соответственно, исключена сводная ведомость проверок и ее образец, приведенный в  приложение 12.1.     

  1. Рабочей группой проверена практическая реализация кооперативом программы по замораживанию (блокированию) денежных средств. Кооперативом представлены копии документов, подтверждающие проведение проверок наличия среди своих пайщиков лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств.

Рабочей группой не установлено нарушение периодичности проведения проверок наличия среди своих пайщиков лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств.

Комментарий:

Наряду с перечнем ФЭС о результатах проеденных проверок, направляемых в Росфинмониторинг,  следует оформлять и акты о результатах таких проверок. В соответствии с п.  5. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3484-У (ред. от 28.07.2016) «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», информация о результатах таких проверок направляется в Росфинмониторинг «не позднее трех рабочих дней после дня окончания такой проверки». Следовательно, акт о результатах проверки должен быть составлен за 1-3 дня до даты направления ФЭС в Росфинмониторинг.

Вывод по разделу:

Установлены факты отсутствия в 150 анкетах клиентов (100% выборки) сведений о финансовом положении клиентов, что свидетельствует о несоблюдении п. 4.16.1 ПВК.

Раздел II. Проверка соблюдения требований по фиксированию сведений:

  • По операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с п.п.4, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ;
  • Обо всех случаях отказа от проведения операций по основаниям, п.11, ст. 7 в соответствии с п. 13 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
  1. По результатам анализа представленных кооперативом документов, сделок с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности  на такое недвижимое имущество, сумма которого превышает 3 млн. руб. не установлено.    В ходе анализа 279 внутренних сообщений установлено, что согласно решениям Ответственного сотрудника операций, подлежащих обязательному контролю не выявлено.
  2. По результатам анализа счетов 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета» операции, подлежащие обязательному контролю, не выявлены.
  3. В результате сверки в ручном режиме перечня клиентов кооператива с Перечнем не выявлено операций подлежащих обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (ч.2, ст. 6 Закона № 115-ФЗ).
  4. Сведения обо всех случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в п.11, ст. 7 Закона № 115-ФЗ, не фиксировались.
  5. Рабочей группой проведена проверка фактического соблюдения Кооперативом обязанностей по приостановлению операций, отказу в выполнении  распоряжений клиента, замораживанию, блокированию денежных средств. 
  6. Рабочей группой проведен анализ поступивших в личный кабинет информационных сообщений. Также проведена проверка пайщиков с лицами, в отношении которых применены меры по приостановлению, замораживанию.

Совпадений пайщиков с лицами, в отношении которых уполномоченным органом применены меры по приостановлению, замораживанию (блокированию) денежных средств, рабочей группой не установлено.

Комментарий:

В акте допущены неточности.

  1. Решение о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества принимается не уполномоченным органом (Росфминмониторингом), а межведомственным координационным органом (п.1, ст. 7.4 Закона № 115-0ФЗ) – межведомственной комиссии в соответствии с созданный Указом Президента РФ от 18.11.2015 N 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма».
  2. Аналогично, в соответствии с п.10, ст. 7 Закона № 115-ФЗ, приостанавливает операции не Росфинмониторинг, а организации, осуществляющие операции с денежными средствами.

Раздел III. Проверка соблюдения сроков предоставления в уполномоченный орган сведений:

  • По операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пп.4, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
  • По операциям, в отношении которых у работников кооператива возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в соответствии с п.3, ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
  • О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с пп.6, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
  • О результатах проведения проверок своих клиентов…, в отношении которых приенены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с пп.7, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
  • Об операциях, приостановленных в соответствии  с п.10. ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
  • О случаях отказа по основаниям, указанным в п. 11, ст. 7 Закона № 115-ФЗ (не позднее одного дня, следующего за днем совершения указанных действий в соответствии с п.13, ст.7 Закона № 115-ФЗ.
  1. Кооператив осуществляет процедуры выявления:
  1. Операция, подлежащих обязательному контролю, в соответствии со ст. 6 Закона № 190-ФЗ.
  2. Операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии с п.2, ст. 7 Закона № 115-ФЗ. 
  3. Необычных операций (сделок) подпадающие под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма.

Операций, подлежащих обязательному контролю, рабочей группой не установлено, фактов не направления (несвоевременного) направления в Уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, рабочей группой не выявлено. 

  1. В любом случае, в процессе заключения договора займа, в счет погашения  которого используются средства материнского капитала, сотрудник присваивает данной сделке повышенный уровень риска по коду вида операции 1291 «Совершение операции (сделки) по поручению клиента в случае, если есть основания полагать, что клиент, учредитель, бенефициарный владелец или выгодоприобретатель является получателем субсидий, грантов иди иных видов государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального бюджета». 

Комментарий:

Неверная квалификация. В соответствии с п. 4.2 Положения № 445-П, повышенный уровень риска присваивается не операции, а самому пайщику. При этом факторы риска определяются по типу пайщика или его бенефициарного владельца, страновому риску и риску, связанному с проведением пайщиком определенного вида операций (риск использования услуг кооператива в  целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма).

Рабочей группой установлено, что из 150 внутренних сообщений, об операциях, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, кооперативом были направлены в уполномоченный орган:

  • 9 сообщений (6,7%) по коду признака 1291 после того, как кооперативу стало известно об отказе ПФ в направлении средств МСК на погашение задолженности по займу;
  • 2 сообщения (1,3%) по операциям кода признака 4506 «Предоставление займа микрофинансовой организацией при условии его возврата заемщиком за счет средств, полученных в рамках реализации федеральных целевых программ (например, материнский (семейный) капитал, жилищные сертификаты)», после предоставления им займа.

Нарушения срока направления сведений об операциях, в отношении которых при реализации ПВК по ПОД/ФТ возникли подозрения об их осуществлении в целях ОД/ФТ, рабочей группой не установлено. 

  1. В целях проверки операций, подлежащих обязательному контролю по кодам:
  • 5007 - «Предоставление    юридическими   лицами,   не являющимися    кредитными      организациями, беспроцентных займов физическим  лицам  и  (или) другим   юридическим  лицам,  а также   получение такого займа»;
  • 7001 -  «Операции с   денежными    средствами   или   иным имуществом,  в  которых  хотя бы одной из сторон является  организация  или   физическое  лицо,  в отношении     которых    имеются    полученные   в установленном  в   соответствии   с   Федеральным законом   порядке    сведения  об  их  участии  в экстремистской  деятельности,  либо   юридическое лицо,   прямо   или    косвенно   находящееся   в собственности   или    под     контролем    таких организации    или   лица,  либо  физическое   или юридическое лицо,  действующее от имени  или  по указанию таких организации или лица»;
  • 8001 – «Сделки  с  недвижимым   имуществом, подлежащие обязательному контролю»;
  • 9002 – «Операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества»

и подозрительных операций по коду 6001 «Подозрительная операция», рабочей группой совершен анализ совершенных кооперативом сделок. Сформированы ОСВ по счетам 01 «Основные средства», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 58.03 «Предоставленные займы», 76.02 «Расчеты по претензиям», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 83 «Добавочный капитал».

Учет долгосрочных личных сбережений пайщиков на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», является нарушением Раздела «Расчеты», плана счетов, Приказа Минфина № 94-0Н.

  1. Код 5007. Операций по выдаче беспроцентного займа, подлежащего обязательному контролю, рабочей группой не установлено.
  2. Код 7001. Операций, связанных с финансированием экстремистской, в т.ч. террористической деятельности, не установлено.   
  3. Код 8001. Операций с недвижимым имуществом на сумму равную или превышающую 3 млн. руб. не установлено. 
  4. Код 9002. Пайщиками кооператива являются физические лица. Операций, по колу 9002 не установлено.
  5. Операции по приему денежных средств пайщиков на хранение. Сч. 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

По пояснениям кооператива, операции с признаками кодов 4402, 4403, 4404, 4405, 4406, 4407, 4408, 4409 кооперативом не выявлены.

Рабочей группой выявлены 26 операций по внесению пайщиками денежных средств в сумме равной или превышающей 600 тыс. руб. По результатам проверки рабочей группой установлено, что договора содержат персонифицированные сведения о лице, передающем сбережения, (Ф.И.О, паспортные и адресные данные). Документы оформлялись на конкретных пайщиков, а не представителей. 

Кооператив указанные операции подозрительными не квалифицировал, сообщения в Уполномоченный орган не направлялись. 

Фактов не направления (несвоевременного) направления в Росфинмониторинг сведений по операциям, в отношении которых у работников кооператива возникли подозрения, что они осуществляются в целях ОД/ФТ, рабочей группой не выявлено.

  1. В ходе анализа представленных кооперативом актов и ФЭС рабочей группой произведен расчет сроков проведения проверок наличия среди пайщиков в отношении которых применены или должны применяться метры по замораживанию (блокированию) (не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения проверки).

В проверяемом периоде рабочей группой не установлено случаев нарушения сроков направления кооперативом ФЭС в Уполномоченный орган о результатах проверок.  

  1. В проверяемом периоде рабочей группой не установлено случаев нарушения сроков направления (не направления)  кооперативом ФЭС в Уполномоченный орган о приостановлении операций (незамедлительно вдень приостановления).  
  2. В проверяемом периоде рабочей группой не установлено случаев нарушения сроков направления (не направления) кооперативом ФЭС в Уполномоченный орган об отказе в выполнении распоряжения клиента (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий).  

Раздел IV. Проверка соответствия специального должностного лица требованиям Указания Банка России № 3470-У.

  1. В соответствии со сведениями из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства рабочей группой установлено, что кооператив относится к категории «микропредприятие».
  2. Рабочей группе представлено свидетельство …. курса обучения в форме целевого инструктажа … в объеме 8 академических часов. 

Комментарий:

  1. В соответствии с п. 3.7. Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях», «Обучение сотрудников некредитных финансовых организаций в форме целевого (внепланового) инструктажа и повышения квалификации (планового инструктажа) осуществляется самой организацией и (или) с привлечением сторонних организаций». Следовательно, проходить обучение в сторонней организации было не обязательно.
  2. В письме Банка России от 17.06.2015 N 12-1-10/1383 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», говорится, что «Указание N 3471-У не содержит требований к сторонним организациям, которые могут проводить обучение сотрудников НФО по ПОД/ФТ, а также к продолжительности обучения в форме повышения квалификации (планового инструктажа) и целевого (внепланового) инструктажа». Следовательно, целевой инструктаж в объеме 8 академических часов не обязателен. Требования к такому объему целевого инструктажа были установлены п.1.6 «Программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 19.07.2011 N 250, которая не распространяется на небанковские финансовые организации, в т.ч. и на кредитные потребительские кооперативы.  
  3. П.6 Письма департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 27.08.2015 г. № 12-1-10/1988 оговорено, что «Указание № 3471-У не определяет требования к документу, подтверждающему прохождение сотрудниками НФО обучения в сфере ПОД/ФТ в сторонней организации…. документом, подтверждающим указанное обучение, может являться любой документ, выданный сотруднику НФО сторонней организацией, форма которого определяется сторонней организацией, проводящей такое обучение». Следовательно, прохождение целевого инструктажа в сторонней организации  может быть оформлено любым документом этой организации: свидетельством, справкой, сертификатом и пр.
  1. Факт отсутствия у ответственного сотрудника неснятой или непогашенной судимости … подтверждается  справкой, выданной МВД (после назначения на должность).

По оценке рабочей группы не установление факта возможного наличия неснятой или непогашенной судимости … на дату их назначения на соответствующую должность влечет риск нарушения кооперативом требований п. 2, ст. 7 Закона № 115-ФЗ и п. 10 Указания Банка России № 3470-У.    

Комментарий:

Письмом Департамента финансового мониторинга и валютного  контроля Банка России от 27.08.2015 № 12-1-10/1988, п.4 разъяснено, что НФО следует устанавливать факт отсутствия у специального должностного лица…, неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти. В соответствии со ст. 65 ТК, «….при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: справку о наличии (отсутствии) судимости …, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с … федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость,…».

  1. Кооперативом представлена рабочей группе копия трудовой книжки ответственного сотрудника. Наличие фактов расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с п.1, ст. ТК РФ в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность, рабочей группой не выявлено.  
  2. Рабочей группой проведена проверка наличия/отсутствия фактов нахождения ответственных сотрудников в отпуске или в служебной командировке, а также фактов их временной нетрудоспособности.  В проверяемом периоде вышеуказанные факты не выявлены.
  3. Рабочей группой установлено, что в период ….. в кооперативе отсутствовало (не было назначено) специальное должностное лицо.   

Вывод по разделу:

По результатам проверки соблюдения требований по подготовке и обучению кадров, установленных Указанием Банка России № 3470-У, рабочей группой установлены признаки нарушений:

  • П.2, ст. 7 Закона № 115 ФЗ в части назначения ответственным сотрудником лица, не соответствующего квалификационным требованиям;
  •  П.7 Указания Банка России № 3470-У в части отсутствия у ответственного сотрудника опыта работы в сфере ПОД/ФТ.
  • П.2, ст. 7 Закона № 115-ФЗ, п. 2.1 Положения Банка России №445-П в части отсутствия (не назначения) в период …. ответственного сотрудника.
  • Не установление факта возможного наличия неснятой или непогашенной судимости … на дату их назначения на соответствующую должность влечет риск нарушения кооперативом требований п. 2, ст. 7 Закона № 115-ФЗ и п. 10 Указания Банка России № 3470-У

Раздел V. Проверка соответствия специального должностного лица требованиям Указания Банка России № 3470-У.

  1. Порядок подготовки и обучения кадров определен программой подготовки и обучения сотрудников. Рабочей группой запрошены:
  • планы обучения сотрудников на каждый год;
  • перечень сотрудников кооператива, которые должны проходить обязательное обучение. 

В соответствии с п.2.7 Указания № 3471-У, в перечень включаются сотрудники (пари наличии соответствующих должностей), выполняющие функции по привлечению денежных средств от физических лиц.

Согласно штатным расписаниям…., должность сотрудника выполняющего функции по привлечению денежных средств от физических лиц отсутствует.

Согласно должностной инструкции бухгалтера – кассира…, функции по привлечению денежных средств физических лиц осуществляет бухгалтер-кассир…,  должность которого входит в перечень сотрудников, которые должны пройти обучение по ПОД/ФТ.

Комментарий:

Наряду со штатным расписанием, следует проверить должностные инструкции сотрудников и включить в перечень лиц, проходящих обучение тех, в чьи должностные обязанности входит привлечение средств физических лиц.

  1. Утверждение плана - графика обучения сотрудников 1.04.2017 (крайний срок 31.01.2017) свидетельствует о несоблюдении п. 10.1.4 ПВК.

Комментарий:

В соответствии с п. 4.1 Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организация», «Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ утверждается руководителем некредитной финансовой организации». Там, же, в п. 4.3 предусматривается, что «Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ должна на периодической основе (не реже одного раз в год) подвергаться анализу ответственным сотрудником».

 П. 10.1.4 ПВК конкретизированы эти положения: «План обучения на текущий год разрабатывается Ответственным сотрудником и утверждается Председателем правления не позднее 31 января текущего года».

  1. Рабочей группой установлено, что журналы обучения содержат сведения:
  • О датах проведенных инструктажей;
  • Их видах;
  • Темах обучения;
  • Ф.И.О. ответственного сотрудника;
  • Должность, Ф.И.О. и личную подпись сотрудника, прошедшего обучение.

Комментарий:

П. 4 Письма Банка России от 17.06.2015 N 12-1-10/1383 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» оговорено, что если «… обучение осуществляется самой НФО, форму документа, подтверждающего прохождение сотрудником повышения квалификации, НФО устанавливает самостоятельно».

Там же в п. 5 оговорено, что «… если это предусмотрено внутренними документами НФО, факт проведения с ответственным сотрудником НФО вводного (первичного) и целевого (внепланового) инструктажа может быть подтвержден его простой электронной подписью».

36. Рабочей группой установлено наличие в личных делах сотрудников документов, подтверждающих обучение (сертификаты, свидетельства). Согласно сведениям, содержащимся в журналах обучения, Ответственным сотрудником проведены целевые (внеплановые) инструктажи с сотрудниками при изменении требований Закона № 115-ФЗ, внесенных законами….. 

Нарушения сроков проведения внепланового обучения, установленных п. 3.4 Указания Банка России № 3471-У, рабочей группой не установлено.

37. Рабочая группа отмечает, что в журнале обучения работников отсутствует информация о проведении целевых инструктажей при изменении  действующих и вступлении в силу новых законодательных актов … в части вопросов, относящихся к сфере деятельности Кооператива:

  • Федерального закона № 288-ФЗ от 3.07.2016 г.
  • Федерального закона № 471-ФЗ от 28.12.2016 г.
  • Указания  Банка России от 28.07.2016 № 4086-У;
  • Указания  Банка России от 28.07.2016 № 4088-У;
  • Положения Банка России от 20.07.2016 № 550-П;
  • Указания Банка России от 18.08.2016 №4105-У.

Выявленные признаки нарушения требований Указания Бака России № 3471-У свидетельствуют о наличии признаков нарушения требований п.2. ст. 7 Закона № 115-ФЗ в части непринятия в требуемом объеме внутренних организационных мер о подготовке и обучению кадров в целях ПОД/ФТ..

Вывод по разделу:

По результатам проверки соблюдения требований по подготовке и обучению кадров, установленных Указанием Банка России № 3471-У, рабочей группой установлены признаки нарушений:

  • Требований п. 3.4 Указания Банка России № 3471-У в части не проведения ответственным сотрудником целевого инструктажа при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов РФ и нормативных актов Банка России.
  • П.2, ст. 7 Закона № 115-ФЗ в части непринятия кооперативом внутренних организационных мер.
  • П. 10.1.4 ПВК в части составления и утверждения Плана – графика обучения сотрудников с нарушениями установленного срока.

Раздел VI. Проверка соблюдения порядка формования ФЭС, установленного Указанием Банка России № 3484-У.

38. Кооперативом представлены 7 ФЭС с приложением 9 квитанций о приеме.

Рабочей группой установлено направление в составе ФЭС недостоверных сведений.

Комментарий:

В реквизите «Общее количество клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию «блокированию» было указано общее количество пайщиков кооператива за проверяемый период. Между тем, как следует из таблицы 3.4
Информации Банка России «Форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Указанием Банка России от 15 декабря 2014 года N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в этом реквизите «Указывается количество клиентов - физических лиц, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, подлежавшие применению в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ за проверяемый период», т.е. при отсутствии оснований для применения мер по замораживанию(блокированию) следует проставлять «0».То же оговорено и в п. 40, 41 Таблицы 4  Указания Банка России от 15.12.2014 N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Два ФЭС рабочей группе представлены не были в виду отсутствия сохраненных файлов на бумажном или электронных носителях (в наличии 2 квитанции о принятии ФЭС).

Комментарий:

В соответствии с п. 15 Указания Банка России от 15.12.2014 N 3484-У, «ФЭС, направленные НФО в уполномоченный орган, а также полученные НФО квитанции о принятии ФЭС, квитанции о непринятии ФЭС должны храниться НФО в порядке, определяемом НФО, в электронном виде не менее пяти лет со дня получения квитанции уполномоченного органа о принятии ФЭС, квитанции уполномоченного органа о непринятии ФЭС».

39. Рабочей группе представлено 7 ФЭС с приложением 7 квитанций, по операциям, признанным подозрительными. По оценке рабочей группы ФЭС в отношении 2 пайщиков направлены с указанием неверного кода вида операции (4506) что может указывать на наличие признаков нарушения требований п. 35, таблицы 2 Приложения к указанию Банка России № 3484-У.

Комментарий:

Как следует из Информации Банка России «Форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Указанием Банка России от 15 декабря 2014 года N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в реквизите код вида операции должен быть проставлен код из табл. 4. Подозрительной операции соответствует код 6001 «Операция с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 и пунктом 2 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ».

Вывод по разделу:

По результатам проверки порядка формирования электронных сообщений, рабочее группой установлены признаки нарушения п. 18 Указания Банка России № 3484-У в части предоставления в составе ФЭС недостоверных сведений в структуре показателей, установленных:

  • П.35 Таблицы2 Приложения к Указанию № 3484-У;
  • П. 40,42 Таблицы 4 Приложения к Указанию № 3484-У.

Отсутствие сохраненных файлов ФЭС является не соблюдением раздела 3.8 ПВК по ПОД/ФТ.

Раздел VII. Проверка соблюдения требований по формированию и размещению в личном кабинете не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения электронного сообщения либо о непринятии электронного сообщения по результатам  контроля в соответствии с п. 2.3 Положения № 550-П. 

Вывод по разделу:

Рабочей группой не выявлено нарушений сроков размещения уведомлений, Установленных п. 2.3 Положения № 550-П.

Раздел VIII. Проверка реализации порядков, установленных ПВК по ПОД/ФТ, предусмотренных: 

  • П.2.9 Положения № 445-П в части проведения проверок не реже одного раза в год и представления руководителю кооператива письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях и принятых мерах;
  • П.4.4 Положения № 445-П в части соблюдения порядка и периодичности проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента, риска использования услуг кооператива в целях ОД/ФТ в отношении 100% займов, предоставленных на условиях погашения их за счет средств МСК;
  • П.5.2 Положения № 445-П в части выявления кооперативом операций, в отношении которых возникают подозрения , что они осуществляются в целях ОД/ФТ;

В результате анализа отчетов, рабочей группой установлено:

  • Отчеты представлялись ответственным сотрудником на утверждение председателю правления;
  • Отчеты содержат информацию о квалификации сделок, как подозрительных, о регулярном проведении проверок на наличие лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию)…;
  • Отчеты не содержат информацию о самостоятельно выявленных кооперативом нарушениях..;

Отсутствие информации о самостоятельно выявленных кооперативом нарушениях и недостатках, отсутствие положений о принятых мерах по результатам проверок, могут свидетельствовать о признаках формального подхода ответственного сотрудника к проведению проверок осуществления внутреннего контроля и составлению отчетов.

Высокорисковые продукты  кооператива не выявлены.

Рабочей группой проведена проверка анкет пайщиков. Передавших кооперативу личные сбережений в крупных суммах, которым уровень риска был измене с «повышенного» на «регулярный». При этом информация об изменении уровней риска не была отражена в текущих отчетах. 

Вывод по разделу:

Отсутствие документального фиксирования мероприятий по мониторингу операций в целях контроля за риском ОД/ФТ может свидетельствовать о признаках формального подхода кооператива к проведению указанных процедур.  

Рабочей группой установлено, что в13 сделках с использованием МСК на сумму 3,5 млн. руб. (8,7% от выборки) место регистрации пайщика совпадает с местом нахождения приобретаемой недвижимости, из них одна сделка на 430 тыс. руб. предположительно совершена между родственниками (фамилии совпадают).

Сделки осуществляются преимущественно в сельской местности (147 сделок, 91,3% от выборки).

Проведение операций по которым установлено совпадение места жительства заемщика с адресом приобретаемой недвижимости, предположительно заключенных между родственниками по которым ПФ было отказано в перечислении средств МСК, может указывать на возможное участие кооператива в «обналичивании» средств МСК.

Раздел IX. Проверка отражения кооперативом сведений в отчетности по операциям с денежными средствами

Рабочей группой не установлены факты нарушения сроков представления отчетности в Банк России.

Из ПФ на счета кооператива поступили суммы денежных средств, отличные от сумм, указанных в отчетности по строке 05115.

Это свидетельствует о нарушении требований Приложения 4 к Указанию Банка России № 3719-У и Приложения 1 к Указанию Банка России № 4263-У.

По коду вида операции 05990 «Прочие расчеты…» отражены крупные  суммы денежных средств. Кооперативом представлена расшифровка произведенных расходов. Расчеты, не связанные с текущей финансово-хозяйственной деятельностью не выявлены.

Интернет магазин Opticart - https://opticart.ru. Магазин по продаже картриджа.