Раздел I. Общая часть и исходные данные.

Предмет проверки:

  • Проверка порядка и условий привлечения денежных средств.
  • Проверка соблюдения финансовых нормативов.
  1. Проверена легитимность используемого кооперативом программного обеспечения.

Кооперативом представлен договор на сопровождение программного обеспечения (установка, обновление, настройка).

  1. Проверены основания, по которым кооперативом используется нежилое помещение по месту его нахождения.

Кооперативом представлен договор аренды нежилого помещения (офиса).

  1. Проверены основания, по которым кооперативом используется страница в сети «Интернет»:

Кооперативом представлен договор оказания услуг с провайдером.

  1. Проверены сведения об обособленных подразделениях.

Кооперативом представлены реквизиты обособленного подразделения.

  1. Проверены сведения об аффилированных лицах:

Кооперативом представлены сведения о единоличном исполнительном органе и членах правления, являющихся аффилированными лицами в соответствии с абз.4, ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: «Аффилированными лицами юридического лица являются:… «член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа».

  1. Получены сведения о количестве лиц, вступивших в кооператив, исключенных из кооператива за проверяемый период и о количестве членов кооператива на дату начала проверки.
  2. Получены сведения о единоличном исполнительном органе, о бухгалтере кооператива, членах правлении, членах контрольно-ревизионного органа.

Кооперативом представлены справки об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении единоличного исполнительного органа и части членов правления.

В отношении других членов представлены пояснения. Что справки об отсутствии судимости не получены, поскольку существуют родственные связи и есть уверенность в отсутствии уголовного преследования. 

Основание:  

В соответствии с ч.4, ст. 15 Закона № 190-ФЗ, «В состав правления кредитного кооператива, контрольно-ревизионного органа кредитного кооператива (наблюдательного совета кредитного кооператива, ревизионной комиссии или ревизора кредитного кооператива), на должность единоличного исполнительного органа кредитного кооператива не может избираться или назначаться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики».

  1. Представлены договоры, заключенные с бюро кредитных историй.

Основание:  

«В соответствии со ст. 4.1. Закона № 190-ФЗ, «Кредитные кооперативы обязаны в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях", представлять хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, имеющуюся у них информацию, необходимую для формирования кредитных историй членов кредитного кооператива (пайщиков), которым предоставлены займы».

  1. Предоставлены сведения о счетах, открытых кооперативом в кредитных организациях.

Раздел II. Аналитическая часть.

  1. Проверка порядка и условий привлечения денежных средств.
  1.  Проверка соблюдения кооперативом порядка и условий привлечения денежных средств, установленных законодательством РФ (включая закон № 190-ФЗ), нормативных актов Банка России, уставом кредитного кооператива и внутренними документами.

В выборку включены 125 действующих  договоров передачи личных сбережений (96,9% от общего количества) и 5 договоров передачи личных сбережений с наибольшими суммами пополнения и снятия личных сбережений в период действия договоров (3,6% от общего количества).

  1. Проверка наличия заявлений о приеме в пайщики в письменной форме. 

В соответствии с ч.2, ст. 11 Закона № 190-ФЗ, в письменном заявлении пайщика должно содержаться обязательство соблюдать устав кредитного кооператива.

В 122 заявлениях пайщиков (100% выборки) не содержится обязательство пайщика соблюдать устав. 

Согласно п. 3.3. Устава к заявлению о приеме в кооператив прилагается анкета пайщика с указанием: фамилии, имени, отчества, дате и месте рождения, номере телефона пайщика и его близких ….

Рабочей группой выявлено, что ко всем 122 заявлениям о приеме в кооператив не приложена анкета пайщика. По поводу отсутствия анкеты пайщика на бумажном носителе кооператив пояснил, что «Анкеты пайщика не распечатываются и ведутся в электронном формате в программе бухгалтерского учета.

По оценке рабочей группы, кооперативом нарушено требование п.3.3. Устава, поскольку к заявлению о приеме в кооператив не приложена анкета пайщика.

  1. Проверка записи в реестр пайщиков после принятия Правлением решения о приеме.

В ходе анализа сведений, отраженных в реестре пайщиков, рабочей группой выявлено:

  1. Отсутствие в реестре пайщиков данных о телефонных номерах (или отметки об их отсутствии)у 4 пайщиков (3,2% от выборки).
  2. Отсутствие данных в реестре, предусмотренных п. 3.3. Устава, а именно:
  • Об индивидуальном номере налогоплательщика (или отметки о причине его отсутствия) (в 76 случаях, 62,3% выборки);
  • О  близких родственниках (Ф.И.О, номер телефона) (в 122 случаях, 100% выборки – в реестре пайщиков не предусмотрены соответствующие графы);
  •  О наименовании места работы, телефонах отдела кадров и руководителя  в 122 случаях, 100% выборки – в реестре пайщиков не предусмотрены соответствующие графы);

По оценке рабочей группы, кооперативом нарушено требование п.4, п.6, ч.1, ст. 12 Закона № 190-ФЗ в части отсутствия в реестре сведений, предусмотренных федеральным законом и уставом.

  1. Проверка уплаты паевых и иных взносов, установленных Законом № 190-ФЗ и Уставом кооператива.

В ходе проверки приходных кассовых ордеров об уплате паевого и вступительного взносов установлено, что С. не были оплачены указанные взносы при вступлении в кооператив, при этом С. был внесен в реестр пайщиков кооператива. По пояснениям кооператива, это связано с ошибкой бухгалтера кассира. Впоследствии пайщик С., оплатил все причитающиеся взносы.

По оценке рабочей группы, кооперативом нарушено требование ч.3, ст. 11 Закона № 190-ФЗ в части нарушения порядка приема в члены кооператива.

  1. Проверка соблюдения требований внутренних документов, регламентирующих процедуры приема в члены Кооператива.

Рабочей группе представлены протоколы заседания правления. В отношении приема 38 лиц представлены решения председателя правления. Кооператив не смог пояснить причины, почему решения правления оформлялись не протоколом, а решением председателя правления.   

По оценке рабочей группы, указанные факты могут свидетельствовать о нарушении требования ч.3, ст. 11 Закона № 190-ФЗ в части нарушения порядка приема в члены кооператива:  «Членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков)».

В соответствии с п.19.1-19.5 Устава, «члены правления в количестве трех человек избираются общим собранием…». Рабочей группе представлены 6 протоколов заседаний правлении, в которых участвовали шесть человек и голосовали по вопросам рассмотрения заявлений о приеме в кооператив. По пояснениям кооператива, эти лица, являющиеся сотрудниками кооператива, были ошибочно включены в число участников заседания правления и их голоса так же ошибочно были учтены при голосовании.

Рабочей группой не установлено нарушений порядка принятия решений правления в представленных протоколах, поскольку в заседаниях принимали участие все члены правления в количестве трех человек и единогласно голосовали по вопросам повестки дня.  

По оценке рабочей группы, п. 19.3 Устава противоречит положениям ч. 3, ст. 21 и ч. 1, ст. 22 Закона № 190-ФЗ, в части того, что председатель правления не может быть членом других органов кооператива. В соответствии с законом он не может быть членом не всех, а«иных избираемых общим собранием коллегиальных органов» и может являться, например, единоличным исполнительным органом.

  1. Проверка наличия во внутренних документах единых условий о размере и порядке платы за использование личных сбережений.

В рамках сберегательной политики процентная ставка может быть повышена по решению Правления на 6% пунктов в целях рекламной акции, так же может быть уменьшен срок размещения сбережений до одного месяца.

По оценке рабочей группы, наличие в Положении … условия о возможности изменения условий привлечения денежных средств, влечет риск нарушения ч. 3, ст. 30 Закона № 190-ФЗ. 

Вывод не обоснован, поскольку оговоренная «Положением…» возможность изменения условий привлечения средств распространяется на всех пайщиков, а не на отдельных лиц или группы,. Таким образом обеспечивается принцип единства условий, предусмотренный ч. 3, ст. 30 Закона № 190-ФЗ.

По результатам анализа 130 договоров, включенных в выборку, установлено. что все договоры содержат условия, предусмотренные ст. 30 Закона № 190-ФЗ:

  • В п. 1.1 содержится условие о размере привлекаемых денежных средств;
  • В п.1.2, 1.3 содержатся условия о сроке, размере и порядке уплаты компенсации за использование личных сбережений;
  • В п. 2.4-2.7 содержится информация об условиях досрочного расторжения при  прекращении членства пайщика в кооперативе.  
    1. Проверка правильности оформления и полноты содержания договоров передачи личных сбережений.

Договор с К,. заключен по ставке начисления компенсации в 19% годовых, в то время, как ключевая ставка на день заключения договора составляла 10% и предельная ставка компенсации за использование личных сбережений в соответствии со стандартом СРО «Содействие» не могла превышать 18,75%.

По оценке рабочей группы, Кооперативом нарушен п. 2.1.4 Стандарта привлечения денежных средств, в части установления в договоре ставке компенсации, превышающей предельный уровень дохода, установленный стандартом.

По оценке рабочей группы, Кооперативом нарушены требования ч.3, ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в части не исполнения внутренних стандартов СРО.

В 4 договорах передачи личных сбережений ставка компенсации была установлена в размере, ниже минимального уровня, предусмотрнеенного действовавшей на тот период сберегательной программы.

 По оценке рабочей группы, Кооперативом нарушены требования п.6, ч.3, ст. 3 Закона № 190-ФЗ, в части не соблюдения принципа равенства доступа членов кооператива к услугам Кооператива.

Некорректная формулировка. П.6, ч.3, ст. 3 Закона № 190-ФЗ устанавливает принцип равенства доступа пайщиков не к услугам кооператива, а «к участию в процессе финансовой взаимопомощи и иным услугам кооператива». Передача личных сбережений является компонентом финансовой взаимопомощи в соответствии с п. 1, ч. 1, ст. 3 Закона № 190-ФЗ.  Вывод не обоснован, поскольку оговорена «Положением…» возможность изменения условий привлечения.

  1. Проверка своевременности выплаты процентов по привлеченным средствам и сумм основного долга по договорам передачи личных сбережений.

Рабочей группой проанализированы договоры привлечения заемных средств, по которым осуществлялась досрочная выплата сумм личных сбережений (5 договоров). 

Рабочей группой не выявлены договоры личных сбережений, выплаты по которым должны были быть произведены кооперативом, но не производились.

Рабочей группой установлено, что внутренними документами кооператива не предусмотрен порядок действий в случае, когда вкладчик не требует возврата суммы вклада по истечении срока действия договора.    

  1. Проверка наличия / отсутствия неоднократных отказов в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. Проверка работы кооператива с поступившими обращениями физических лиц в отношении  деятельности кооператива по привлечению денежных средств.

Примечание.

П.1, ч. 1, ст. 183.2 Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», такие отказы определены как  основание для применения мер по предупреждению банкротства.     

Кооперативом представлена информация, что в кооперативе нет книги жалоб и предложений. 

Жалоб и обращений в отношении деятельности кооператива по привлечению денежных средств, жалоб и обращений, связанных с отказом в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам рабочей группой не установлено.

  1.   Проверка достаточности / недостаточности денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств, если срок исполнения таких обязательств наступил.

 Примечание.

П.3, ч. 1, ст. 183.2 Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств определена как  основание для применения мер по предупреждению банкротства.  

Рабочей группой проанализированы регистры по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», а также ведомости движения денежных средств по 130 договорам, включенным в выборку за каждый месяц проверяемого периода.

В ходе анализа установлено, что по состоянию на …  кооперативом были начислены проценты в размере 43 тыс. руб., а сумма денежных средств в кассе на следующий день была на 8 тыс. меньше. С учетом средств, находившихся на р.сч. кооператива, общая сумма средств на указанную дату достаточна для исполнения кооперативом обязательств по выплате компенсации  за использование л.сбережений. 

Рабочей группой проанализированы регистры по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», а также ведомости движения денежных средств по договорам личных сбережений, по которым осуществлялась досрочная выплата и договорам, прекратившим действие.

В рамках осуществленной выборки не выявлена недостаточность денежных средств для своевременного исполнения обязательств по выплате основного долга и компенсации за использование личных сбережений пайщиков.         

  1. Проверка выполнения кооперативом обязанности предоставлять пайщикам информацию о страховании риска ответственности за нарушение договоров передачи личных сбережений. 

Кооператив не имеет договоров страхования.

По оценке рабочей группы отсутствие страхования кооперативом риска ответственности за нарушение договоров передачи личных сбережений не обеспечивает в полной мере защиту интересов членов кооператива,  финансовую устойчивость кооператива, а также  свидетельствует о повышенных финансовых и репутационных рисках.     

Примечание.

Вывод носит произвольный и тенденциозный характер. Норма ч. 7, ст. 6 Закона № 190-ФЗ устанавливает право, а не обязанность кооператива страховать риск ответственности за нарушение договоров передачи личных сбережений.  То обстоятельство, что кооператив не страхует такие риски обусловлено отсутствием  страховых продуктов, соответствующих, в частности условиям п. 3.10  «Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке» (утв. Банком России, Протокол от 27.07.2017 N КФНП-26) и никак не приводит к репутационным рискам. Напротив, факт, что, несмотря, на отсутствие страховых гарантий Кооператив в течение длительного времени своевременно и в полной мере обслуживает привлеченые средства пайщиков, свидетельствует о высоком уровне доверия к нему со стороны пайщиков и, соответственно – устойчивой деловой и социальной репутации.      

Выводы по разделу:

В ходе проверки установлены факты, свидетельствующие о нарушении кооперативом  положений Устава и стандарта привлечения денежных средств физических лиц – пайщиков кредитных кооперативов, участвующих в СРО «Содействие»:

  • П. 3.3 Устава (в 122 делах пайщиков к заявлению о приеме не приложена анкета пайщика).
  • П. 2.1.4 в части установления в 1 договоре передачи личных сбережений ставки дохода, превышающей предельный размер ставки дохода, установленный стандартом.

 Выявлены факторы, свидетельствующие о повышенном уровне риска в деятельности кооператива:

  • Наличие в положении о порядке и об условиях привлечения денежных средств положения о возможности изменения условий привлечения денежных средств, влечет риск нарушения ч.3, ст. 30 Закона № 190-ФЗ.
  • На дату избрания или назначения лиц, входящих в состав Правления, ревизионной комиссии, кооператив не располагал объективной информацией об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, что влечет риск нарушения требований ч.4, ст. 15 Закона № 190-ФЗ.
  • Отсутствие страхования кооперативом риска ответственности за нарушение договоров передачи личных сбережений не обеспечивает в полной мере защиту интересов членов кооператива,  финансовую устойчивость кооператива, а также  свидетельствует о повышенных финансовых и репутационных рисках.    

 По оценке рабочей группы, положение п. 19.3 Устава, что председатель правления не может быть членом других органов кооператива,  противоречит положениям ч.3, ст. 21 и ч.1, ст. 22 Закона № 190-ФЗ.

  1. Проверка соблюдения финансовых нормативов.
  1. Расчет финансового норматива ФН1

Согласно учетной политике величина резервного фонда отражается на счете 82 «Резервный фонд», субсчетах 82.02 «Резервы, образовавшиеся в соответствии с учредительными документами» и 82.03 «Резервы, созданные из собственных средств».

 Примечание.

В соответствии с п. 16, ч.32, ст. 1 Закона № 190-ФЗ, «резервный фонд - фонд, формируемый из части доходов кредитного кооператива, в том числе из взносов членов кредитного кооператива (пайщиков), используемый для покрытия убытков и непредвиденных расходов кредитного кооператива». Т.е. резерв всегда формируется из собственных средств и поэтому непонятен смысл раздельного учета средств резервного фонда по субсчетам 81.02 и 81.03 с выделением части резерва, формируемой из собственных средств. Поскольку создание резерва предусмотрено приведенной нормой закона № 190-ФЗ, логично отражать средства резервного фонда на субсчете «резервы, образованные в соответствии с законодательством».

По пояснениям кооператива, в отчете о деятельности по стр. 2.2. «Резервный фонд» раздела II «Балансовые показатели»  указана неверная сумма.

По оценке рабочей группы кооперативом нарушены требования п. 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива».  В соответствии с п. 9, «Показатели разделов IV - VII отчета о деятельности формируются независимо от применяемой кредитным потребительским кооперативом системы налогообложения на основании данных бухгалтерского учета, а также на основании данных внутреннего учета, а показатели разделов II и III отчета о деятельности формируются на основании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Вывод:

Следует соотносить показатели отчетности, представляемой в Банк России в соответствии с Указанием № 4083-У с данными бухгалтерского учета.  

Рабочей группой установлено, что дополнительные денежные средства вносились в резервный фонд по заявлениям пайщиков….и отзывались из резервного фонда непосредственно на следующий день после отчетной даты, либо в течение месяца после отчетных дат.

Согласно пояснению кооператива, субсчет 86.05  «Добровольные взносы» счет необходимый для внесения добровольных дополнительных взносов от пайщиков (членов правления) для покрытия убытков, когда у кооператива не хватает собственных средств, а также для соблюдения финансовых нормативов. В связи с неразвитой структурой данный счет не был утвержден и внесен в учетную политику.  

Таким образом, план счетов бухгалтерского учета не содержит всех синтетических и аналитических счетов для ведения бухучета, что является нарушением п.4, раздела II ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

По оценке рабочей группы кооперативом нарушены требования п. 2, ст. 8 Закона № 402-ФЗ в части формирования учетной политики не в соответствии с законодательством РФ. 

Примечание:

Зафиксировав указанное нарушение, рабочая группа не придала внимание более существенным нарушениям, допущенным кооперативом:

  1. Как оговорено письмом ГУРМ и МФД Банка России от 9.03.2017 № 56-2-3/400[1], «требование по их (финансовых нормативов) соблюдению носит непрерывный характер и финансовые нормативы должны соблюдаться на ежедневной основе».

Поэтому внесение дополнительных взносов для отражения в бухучете резерва в отчетную дату и отзыв этих средств на следующий день или в течение незначительного периода после отчетной даты никак не обеспечивает формирование резервного фонда в установленном размере и соблюдение норматива резервирования ФН1. Это могло быть легко выявлено проверяющими по показателям ОСВ на любую текущую дату (кроме отчетной).    

  1. В соответствии с п.9, ч.3, ст. 1 Закона № 190-ФЗ, дополнительный взнос - членский взнос, вносимый в случае необходимости покрытия убытков кредитного кооператива. Как установлено ч.3, ст. 26 Закона № 190-ФЗ, дополнительные взносы направляются на покрытие убытков, образовавшихся по итогам финансового года и не покрытых средствами резервного фонда. Закон не предусматривает возможность направления дополнительных взносов на формирование резервного фонда и возврата таких взносов. Поэтому применяемый кооперативом способ формирования  резерва посредством внесения и обратной выплаты дополнительных взносов необоснован.    
  2. Привлечение денежных средств пайщиков в целях формирования резервного фонда может быть обеспечено за счет внесения пайщиками добровольных паевых взносов (если такая возможность, порядок их внесения, а также порядок их возврата в период членства) предусмотрены уставом.

 Согласно пояснениям кооператива, обороты по счетам 67.01, 67.02 отсутствуют. В связи с небольшим количеством сберегателей, учет по долгосрочным и краткосрочным обязательствам ведется на счете 66.01, а начисленной компенсации - на счете 66.02.

Учет долгосрочных сбережений пайщиков на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» нарушает требования Раздела IV «Расчеты» Плана счетов, утвержденного приказом Минфина № 94н, п. 5.5.4, п.5.5.5. Учетной политики.

Примечание:

 Учет долгосрочных обязательств совместно с краткосрочными может искусственно затруднить соблюдение норматива ликвидности ФН8, регламентирующего соотношение краткосрочных требований и обязательств. 

Сумма долгосрочных обязательств кооператива составляет 1603 тыс. руб., по краткосрочным – 34 085 тыс. руб. Значения в отчете о деятельности стр. 3.1. (привлеченные средства, срок погашения которых наступает в течение 12 мес. и стр. 3.1.1. (в т.ч. от физических лиц) равно 28679 тыс. руб., что не соответствует фактическому значению краткосрочной задолженности, отраженному в реестре краткосрочных обязательств. 

Значение стр. 3.2 (привлеченные средства, срок погашения которых наступает после 12 мес. от отчетной даты) и стр. 3.2.1 (в т.ч. от физических лиц) равное 7011 тыс. руб. не соответствует фактическому значению долгосрочной  задолженности, отраженному в реестре долгосрочных обязательств. 

Аналогичные несоответствия зафиксированы в отчетности по состоянию на 30.06 и 30.09. 2017 г.

  По оценке рабочей группы кооперативом нарушены требования п. 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения показателя раздела II «Балансовые показатели» на основании  данных бухгалтерского учета.

В ходе сопоставления данных строк 3.1-3.4 Отчета о деятельности с данными ОСВ по счетам 66.01 и 66.02 установлено, что сумма привлеченных средств указана без учета начисленных процентов, что предусмотрено п.73 ПБУ № 34н.

 По состоянию на отчетные даты числовое значение финансового норматива ФН1 не ниже допустимого.

Рабочая группа отмечает некорректный расчет норматива ФН 1 на 31.03.2017 на 0,4 п.п., что свидетельствует о нарушении требований п. 28 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения в разделе XI «Числовые значения финансовых нормативов» (стр. 1) рассчитанных не в соответствии с Указанием Банка России № 3916-У.

Установленный факт расчета числового значения финансового норматива не на основании данных бухгалтерского учета свидетельствует о нарушении требований п. 3 Указания Банка России № 3916-У.

Рабочей группой произведен расчет числовых значений норматива ФН1 на ряд межотчетных дат с учетом проведенных кооперативом операций по резервному фонду. 

По расчету рабочей группы числовое значение финансового норматива ФН 1 по состоянию на (11 дат) ниже минимально допустимого числового значения финансового норматива ФН 1, установленного п. 1.2 Указания Банка России № 3916-У в размере 5%.

По оценке рабочей группы кооперативом нарушены требования п.1, ч. 4, ст. 6 Закона № 190-ФЗ в части не соблюдения финансового норматива ФН 1.

 По оценке рабочей группы, порядок пополнения резервного фонда может свидетельствовать о схемном характере операций по искусственному поддержанию нормируемого значения норматива ФН 1 на отчетные даты. 

  1. Расчет финансового норматива ФН2.

Показатель ЗПЧ (АЛ) рассчитывался кооперативом по максимальной сумме задолженности в размере 3837 тыс. руб. По данным реестра договоров передачи личных сбережений, максимальная сумма задолженности по сумме основного долга перед пайщиком П. составила 1837 тыс. руб. Указанная сумма не соответствует значению стр. 20 раздела IV «Сведения о деятельности». «Максимальный размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением денежных средств от одного члена кредитного потребительского кооператива (пайщика) и (или) нескольких членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), являющихся аффилированными лицами, на конец отчетного периода, ____тыс. руб.».

По пояснениям кооператива «За пайщиком П., помимо личных сбережений числятся добровольные взносы, обязательные к возврату в размере 2 000 руб. Данный факт был принят  для расчета финансового норматива, как задолженность перед пайщиками, образовавшаяся в связи с привлечением денежных средств».

Примечание:

  1. Выше было показано, что такой вид финансовых вложений пайщиков в кооператив, как «добровольные взносы, обязательные к возврату», законодательством не предусмотрен. 
  2. Финансовый норматив ФН2 рассчитывается из величины задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением от пайщиков денежных средств по договорам займа или передачи личных сбережений. Никакие иные виды финансовых обязательств кооператива перед пайщиками не участвуют в расчете финансового норматива ФН2.

  По оценке рабочей группы, кооперативом нарушены требования п. 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения показателя раздела IV «Сведения о деятельности» (стр. 20) не на основании данных бухгалтерского учета.

По состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017, 30.09.2017 числовое значение норматива ФН2 не превышает максимально допустимое значение. Рабочая группа отмечает некорректный расчет финансового норматива ФН2 по состоянию на 31.03.2017 на 5,7 п.п., по состоянию на 30.06.2017 – на 0.1 п.п.

Расхождения числовых значений ФН2, рассчитанных рабочей группой, с данными кооператива, свидетельствуют о нарушении п. 28  Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения в разделе XI «Числовые значения финансовых нормативов» (стр. 2) рассчитанных не в соответствии с Указанием Банка России № 3916-У.

Установленный факт расчета числового значения финансового норматива не на основании данных бухгалтерского учета свидетельствует о нарушении требований п. 3 Указания Банка России № 3916-У.

  1. Расчет финансового норматива ФН3.

По данным реестра предоставленных займов по состоянию на 31.03.2017 г., максимальная сумма задолженности по сумме основного долга перед кооперативом составила 1602 тыс. руб. Указанная сумма не соответствует значению стр. 26 раздела IV «Сведения о деятельности». «Максимальный размер задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с предоставлением займа (займов) одному члену кредитного потребительского кооператива (пайщику) и (или) нескольким членам кредитного потребительского кооператива (пайщикам), являющимся аффилированными лицами, на конец отчетного периода, тыс. руб.»., которая составляет 1563 тыс. руб.

По состоянию на 30.06.2017 г., показатель ЗЗЧ (АЛ) принят кооперативом в размере 1 659 тыс. руб. Фактически максимальная сумма задолженности по займу, приходящаяся на 1 пайщика составила 1599 тыс. руб.

По оценке рабочей группы, кооперативом нарушены требования п. 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения показателя раздела IV «Сведения о деятельности» (стр. 26) по состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017 не на основании данных бухгалтерского учета.

По состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017, 30.09.2017 числовое значение норматива ФН3 не превышает максимально допустимое значение. Рабочая группа отмечает некорректный расчет финансового нормативаФН3 по состоянию на 31.03.2017 на 0.1 п.п., по состоянию на 30.06.2017 – на 0.2 п.п.

 Расхождения числовых значений ФН3, рассчитанных рабочей группой, с данными кооператива, свидетельствуют о нарушении п. 28  Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения в разделе XI «Числовые значения финансовых нормативов» (стр. 3) рассчитанных не в соответствии с Указанием Банка России № 3916-У.

Установленный факт расчета числового значения финансового норматива не на основании данных бухгалтерского учета свидетельствует о нарушении требований п. 3 Указания Банка России № 3916-У.

  1. Расчет финансового норматива ФН4.

Согласно п. 7.1.3 Учетной политики, денежные средства паевого фонда отражаются на субсчете 83.04 сч. 83 «Добавочный капитал».

По оценке рабочей группы по своему экономическому смыслу паевой фонд является складочным (уставным) фондом (капиталом). Учет паевого фонда на счете 83 «Добавочный капитал» является нарушением Раздела VII «Капитал» плана счетов, утвержденного приказом Минфина № 94н.     

Размер паевого фонда показанный  в отчетности, расходится с аналогичными показателями бухгалтерского учета. По пояснениям кооператива, эти расхождения возникли по причине технической ошибки.

По оценке рабочей группы, кооперативом нарушены требования п. 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения показателя раздела II «Балансовые показатели» (стр. 2.1) по состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017 не на основании данных бухгалтерского учета.

По состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017, 30.09.2017 числовое значение норматива ФН4 не превышает минимально допустимое значение. Рабочая группа отмечает некорректный расчет финансового нормативаФН4 по состоянию на 31.03.2017 на 0.1 п.п., что свидетельствуют о нарушении п. 28  Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения в разделе XI «Числовые значения финансовых нормативов» (стр. 4) рассчитанных не в соответствии с Указанием Банка России № 3916-У.

Установленный факт расчета числового значения финансового норматива не на основании данных бухгалтерского учета свидетельствует о нарушении требований п. 3 Указания Банка России № 3916-У.

  1. Расчет финансового норматива ФН5.

Числовое значение финансового норматива ФН5  по состоянию на  31.03.2017, 30.06.2017, 30.09.2017 составляет соответственно 0%,0% и 2.3%. и не превышает максимально допустимое 50% значение.

  1. Расчет финансового норматива ФН6.

Расчет норматива ФН6 в проверяемые даты не проводился в связи с отсутствием предоставленных займов в кооперативы второго уровня. 

  1. Расчет финансового норматива ФН7.

Числовое значение финансового норматива ФН7  по состоянию на  31.03.2017, равно 92,6%, 30.06.2017 – 95,9%, 30.09.2017 – 83,4%.

Фактические остатки денежных средств соответствуют данным ОСВ по счетам 50,51 . Денежные средства размещены на счетах  в ПАО «Сбербанк» и АО «Россельхозбанк», имеющих присвоенный кредитный рейтинг не ниже установленный советом директоров Банка России.

Согласно данным ОСВ по субсчету 58.02 денежные средства в государственные и муниципальные ценные бумаги за проверяемый период не размещались. 

В целях расчета финансового норматива ФН7, показатель задолженности по займам (ЗЗЗ) принимается с учетом корректировок на РВПЗ. Рабочей группой запрошен расчет РВПЗ на проверяемые даты. Согласно представленным пояснениям, внутренний документ, регламентирующий порядок расчета РВПЗ кооперативом не разрабатывался. Кооператив руководствовался Указанием № 3322-У. 

При рассмотрении расчета РВПЗ установлено, что суммы расчетных значений РВПЗ отличаются от сумм, отраженных в бухгалтерском учете на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». 

В результате проведенного рабочей группой анализа расчета РВПЗ установлено, что сформированный кооперативом РВПЗ:

  • На 31.03.2017 г. составляет 18,4% от расчетного;
  • На 30.06.2017 г. составляет 16,4% от расчетного;
  • На 30.09.2017 г. составляет 12,2% от расчетного;

Указанные факты неполного формирования РВПЗ свидетельствуют о нарушении кооперативом требований п. 9 Указания Банка России № 3322-У в части формирования РВПЗ в размере менее 60% от его расчетной величины.

По оценке рабочей группы, кооперативом нарушены требования п. 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения показателя раздела II «Балансовые показатели» (стр. 1.1, 1.2) по состоянию на 31.03.2017 не на основании данных бухгалтерского учета.

Рабочая группа отмечает некорректный расчет финансового норматива ФН7 по состоянию на 31.03.2017 на 18,3 п.п., на 30.06.2017 – на 16, 5 п.п., на 30.09.2016 – на 18,4 п.п.

Расхождения числовых значений ФН7, рассчитанных рабочей группой, с данными кооператива, свидетельствуют о нарушении п. 28  Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения в разделе XI «Числовые значения финансовых нормативов» (стр. 7) рассчитанных не в соответствии с Указанием Банка России № 3916-У.

Установленный факт расчета числового значения финансового норматива не на основании данных бухгалтерского учета свидетельствует о нарушении требований п. 3 Указания Банка России № 3916-У.

По состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017 числовое значение финансового норматива ФН7 не ниже минимально допустимого значения. По расчету рабочей группы, на 30.09.20176 г. норматив ФН7 составил 65%, что ниже минимально допустимого значения, установленного п.1.14 Указания № 3916-У на 5%.   

По оценке рабочей группы кооперативом нарушены требования п.7, ч. 4, ст. 6 Закона № 190-ФЗ в части не соблюдения финансового норматива ФН 7.

  1.  Расчет финансового норматива ФН8
  1. Сумма предоставленных займов, срок погашения по которым наступает в течение 12 мес., отраженная в стр. 1.1. отчета о деятельности не соответствует значениям соответствующих показателей бухучета.
  2. Депозиты, срок погашения которых наступает в течение 12 мес. после отчетной даты, отсутствовали.
  3. Дебиторская задолженность согласно стр. 1.8 Отчета о деятельности на 31.03.2017, 30.06.2017 не соответствует данным, отраженным в бухгалтерском учете.   

По оценке рабочей группы, кооперативом нарушены требования п. 9 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения показателя раздела II «Балансовые показатели» (стр. 1.8, стр. 3.1, стр. 3.3) по состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017  не на основании данных бухгалтерского учета.

По расчету рабочей группы  значение норматива ФН8 по состоянию на 31.03.2017 составило 29,5%, на 30.06.2017 – на 26,8%, на 30.09.2016 – 36,4%., что свидетельствует о нарушении п. 28  Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У, в части отражения в разделе XI «Числовые значения финансовых нормативов» (стр. 8) рассчитанных не в соответствии с Указанием Банка России № 3916-У.

Установленный факт расчета числового значения финансового норматива не на основании данных бухгалтерского учета свидетельствует о нарушении требований п. 3 Указания Банка России № 3916-У.

По оценке рабочей группы кооперативом нарушены требования п.8, ч. 4, ст. 6 Закона № 190-ФЗ в части не соблюдения финансового норматива ФН 8.

Выводы по разделу:

В ходе проверки рабочей группой установлены факты нарушения требований:

  • Ч.4, ст. 6 Закона № 190-ФЗ в части несоблюдения обязательных финансовых нормативов.
  • П.1, ч.4, ст. 6 Закона № 190-ФЗ в части не соблюдения по состоянию на (6 дат) финансового норматива ФН1.
  • П.7. ч.4, ст. 6 Закона № 190-ФЗ в части не соблюдения по состоянию на 30.09.2017 г. финансового норматива ФН7.
  • П.8. ч.4, ст. 6 Закона № 190-ФЗ в части не соблюдения по состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017, 30.09.2017 г. финансового норматива ФН8.

Примечание:

В соответствии с п.1, ч.1, ст. 189.2 Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», «неоднократное нарушение финансовых нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого такого нарушения» дает дополнительное основание для применения мер по предупреждению банкротства. При возникновении такого основания кооператив должен составить и направить в СРО план восстановления своей платежеспособности. В противном случае, на основании ч.1, ст. 189.3 закона № 127-ФЗ, Банк России назначает временную администрацию кредитного кооператива.

Первое нарушение финансового норматива ФН1 было выявлено 29.03.2017 г. Поэтому если до 29.03.2018 г. кооператив не восстановит нормируемое соотношение по этому нормативу, ему надлежит уведомить об этом СРО и составить план восстановления платежеспособности. Аналогично, срок составления плана восстановления платежеспособности в связи с нарушением финансового норматива ФН7 наступает 30.09.2018 г., а норматива ФН8 – 31.03.2018 г. 

  • Ч. 2, ст. 8 Закона № 402-ФЗ в части формирования учетной политики не в соответствии с законодательством РФ.
  • П.1 Указания Банка России № 4083-У в части нарушения порядка составления отчета о деятельности.
  • П.9 Порядка составления отчетности по форме 0428920, указания Банка России № 4083-У.
  • П. 28 Порядка составления отчетности по форме 0428920, указания Банка России № 4083-У.
  • П.3 Указания Банка России № 3916-У в части расчета финансовых нормативов не на основании данных бухучета:
  • ФН1 по состоянию на 31.03.2017;
  • ФН2 по состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017;
  • ФН3 по состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017;
  • ФН4 по состоянию на 31.03.2017;
  • ФН7 по состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017; 30.09.2017;
  • ФН8 по состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017;
  • П.9 Указания Банка России № 3322-У в части формирования резерва на проверяемые даты в размере менее 60% от его расчетной величины.
  • П.1.2 Указания Банка России № 3916-У в части не соблюдения требований к минимальному значению норматива ФН1 по состоянию на (11 дат).
  •   П.1.14 Указания Банка России № 3916-У в части не соблюдения требований к минимальному значению норматива ФН7 по состоянию на 30.09.2017.
  • П.1.16 Указания Банка России № 3916-У в части не соблюдения требований к минимальному значению норматива ФН8 по состоянию на 31.03.2017, 30.06.2017; 30.09.2017.

По оценке рабочей группы:

  •  Учет паевого фонда на счете 83 «Добавочный капитал» является нарушением раздела VII «Капитал» Плана счетов, утвержденного приказом Минфина № 94н.
  • Учет долгосрочных личных сбережений на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» является нарушением раздела VI «Расчеты» Плана счетов, утвержденного приказом Минфина № 94н.
  •  План счетов, приложенный к учетной политике, не содержит всех синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, что является нарушением п.4 ПБУ 1/2008, п.2, ст.8 Закона № 402-ФЗ.

В ходе проверки установлены факты, свидетельствующие о нарушении п.5.5.4, 5.5.5 Учетной политики, в части учета долгосрочных личных сбережений пайщиков на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

В ходе проверки выявлены факторы, свидетельствующие о повышенном уровне риска:

В акте мониторинга СРО «Содействие» показателей отчетности отмечено: «Исполнение предусмотренных законом нормативов объективно оценить невозможно  из-за некорректно заполненного отчета».       

По оценке рабочей группы предоставление в СРО недостоверных сведений влечет представления недостоверной отчетности СРО в Банк России и риск исключения кооператива из СРО за несоблюдение внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО в соответствии с п.1, ч.4, ст. 14 Закона № 223-ФЗ.

Ошибки, допущенные кооперативом при составлении отчетов о деятельности, могут свидетельствовать о наличии повышенных операционных рисков в деятельности кооператива.   

Неоднократное нарушение финансовых нормативов в соответствии  с пп.1, п.1, ст. 189.2 Закона № 127-ФЗ, является дополнительным основанием для применения мер по предупреждению банкротства.

Несоблюдение финансового норматива ФН8 может свидетельствовать об осуществлении в кооперативе неудовлетворительной кредитной и сберегательной стратегий. 

Порядок пополнения резервного фонда может свидетельствовать о схемном характере операций по искусственному поддержанию нормируемого значения ФН1 на отчетные даты.

    Раздел III. Заключительная часть.

По результатам проверки установлены нарушения:

3.1. Закона № 190-ФЗ

  • Ч.4, ст. 6 в части неоднократного несоблюдения финансовых нормативов.
  • П.1, ч.4, ст. 6 – в части несоблюдения финансового норматива ФН 1.
  • П.7, ч.4, ст. 6 – в части несоблюдения финансового норматива ФН 7.
  • П.8, ч.4, ст. 6 – в части несоблюдения финансового норматива ФН 8.
  • П.4, п.6, ч. 1ст. 12 в части отсутствия в реестре сведений, предусмотренных федеральным законом.
  • Ч.3, ст. 11 в части нарушения порядка приема в члены кооператива.
  • П.6, ч.3, ст. 3 в части несоблюдения принципа равенства доступа членов кооператива к услугам кооператива, в отношении условий, содержащихся в договорах.
  • Ч.5, ст. 21, ч.2, ст. 23 в части избрания и досрочного прекращения полномочий контрольно-ревизионного органа с нарушением компетенции, установленной Законом № 190-ФЗ и уставом.

3.2. Закона № 223-ФЗ

  • Ч.3, ст.4 – в части неисполнения кооперативом внутренних стандартов СРО

3.3. Закона № 402-ФЗ

  • П.2, ст.8 в части формирования учетной политики не в соответствии  с законодательством РФ.

3.4. Указания Банка России № 3322-У

  • П.9, в части формирования на проверяемые даты РВПЗ в размере менее 60% от его расчетной величины.

3.5. Указания Банка России № 3916-У

  • П.1.2 в части несоблюдения требований к минимально допустимому значению финансового норматива ФН1.
  • П.1.14  в части несоблюдения требований к минимально допустимому значению финансового норматива ФН7.
  • П.1.16  в части несоблюдения требований к минимально допустимому значению финансового норматива ФН8.
  • П.3  в части расчета нормативов не на основании и данных бухгалтерского учета.

3.6. Указания Банка России № 4083-У

  • П.1 в части несоблюдения порядка составления отчета о деятельности.
  • П.9 порядка составления отчета о деятельности по форме 0420820.
  • П.28 порядка составления отчета о деятельности по форме 0420820.

3.7. Приказа Минфина № 94-Н

  • Раздела VII «Капитал» в плане счетов.
  • Раздела VI «Расчеты» в плане счетов.

3.8. ПБУ 1/2008

  • П.4, в части отсутствия в плане счетов синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (сч. 86.05 «Добровольные взносы»).

[1] Опубликовано на сайте СРО «Содействие» по ссылке: http://sro-sodeystvie.ru/files/doc_image_copy/2875/2875.jpg

Crypto-games: crypto gambling site with plenty of Dogecoin games to enjoy in