Протокол № 56/У

заседания контрольной комиссии

Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие»

19.03.2019 г.

Заседание контрольной комиссии в форме очного голосования проведено в 11:00 (время Московское) по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 9, офис. 301.

Присутствовали:

Кирпиченкова Т.В. – Председатель комиссии.

Тарасова Н.В. – член комиссии.

Степченков А.В. – член комиссии.

Приглашены:

Директор ассоциации М. Овчиян.

Консультант, курирующий кооператив,

Плетюхова Наталия.

Председательствует на собрании Кирпиченкова Т.В.

Ведение протокола поручено Тарасовой Н.В.

Повестка дня:

1. О результатах проверки Кредитный потребительский кооператив «Народный капитал» (ОГРН 1171690019709, ИНН 1660289655, зарегистрированного по адресу: 421001, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 71А, пом. 1009 (фактически находящегося по адресу: 421001, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 71А, пом. 1009), учтенного в реестре членов ассоциации за № 407.

По запросу контрольной комиссии СРО «Содействие» для проверки Кооперативом предоставлен Устав. В ходе проверки рекомендуется оценить положения Устава кредитного потребительского кооператива со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к нему.

В результате проведенной проверки контрольной комиссией установлено:

Отсутствие в уставе кредитного потребительского кооператива обязательных положений регулирующих организационные основы деятельности кредитного потребительского кооператива  (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»):

Пункт Устава

Замечания по содержанию Устава

Рекомендации

Статья 3

п. 3.2

Устав дублирует общие нормы законодательства о том, что кооператив является юридическим лицом.

Согласно ч. 5 ст. 7 Закона № 190-ФЗ, кредитный кооператив считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Это же устанавливается ч. 8  ст. 51 ГК РФ: «Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр».

 

Не рекомендуется указывать общие сведения, что «кооператив имеет баланс, печать, считается созданным с момента государственной регистрации и пр.». Это общие нормы, определяющие правоспособность любого юридического лица, в т. ч. и кооператива

Статья 3

п. 3.3

В Уставе оговорено, что число членов кооператива (пайщиков) не может быть менее семи.

Данный пункт допускает нарушение нормы,  установленной п. 2, ст. 7, гл. 2  и п.3 ст.10 Закона № 190-ФЗ, в случае выхода из Кооператива пайщиков - юридических лиц, что может повлечь за собой ликвидацию кооператива по решению суда.

Предписывается либо полностью перечислить минимально возможное количество пайщиков (п.2, ст.7 Закона № 190-ФЗ), либо исключить данный пункт из Устава, т.к. эта норма оговаривается Законом и подлежит исполнению в обязательном порядке.

Статья

3 п. 3.6

Ограничения участия в деятельности Кооператива лиц, не являющихся его членами

Не понятен смысл ограничения, если Кооператив работает только с пайщиками.

Рекомендуется убрать п. 2 ст. 3

Статья

5 п. 5.13

 

В Уставе отражено право на создание филиалов и открытие представительства Кооператива.

 

Не стоит оговаривать в уставе право кооператива на открытие филиалов и представительств. Это право и так установлено ст. 55 ГК, а указывать их в учредительных документах следует, только если филиалы и представительства действительно созданы. В соответствии с изменениями вводимыми в п. 3, ст. 55 ГК с 1.09.2014 г. сведения о филиалах и представительствах должны будут указываться в едином государственном реестре юридических лиц.

Статья 6 п. 6.10

Устав оговаривает, что Кооператив обязуется обеспечить меры сохранности денежных средств бюджета ПФ РФ   

Предписывается убрать пункт 6.10 ст. 6 либо изменить формулировку, так как КПК не является агентом ПФ РФ

Статья 8

    Уставом предусмотрен принцип членства по территориальному принципу, однако в нарушение п. 3.13 Базового стандарта корпоративного управления не указан критерий объединения и территориальные пределы

    Необходимо указать три граничащих муниципальных образования, если кооператив осуществляет свою деятельность по принципу локальной территориальной общности (обязательно для кооператива, осуществляющего свою деятельность менее трех лет с момента создания).

Предписывается п. 8.1 и 8.2 Устава привести в соответствие с п. 3.13 Базового стандарта корпоративного управления   

Статья

8 п. 8.3

Устав оговаривает, что совместно с  заявлением о вступлении в Кооператив, лицо даёт письменное обязательство соблюдать Устав и внутренние нормативные документы

Однако, кроме указанного, при возникновении правоотношений пайщика и Кооператива возможно рассмотреть целесообразность дополнения заявления:

-    подтверждением ознакомления с Уставом;

 - согласие на обработку своих персональных данных в целях соблюдения законодательства и обеспечения уставной деятельности Кооператива.

 - ознакомление со сметой доходов и расходов Кооператива, его финансовой отчетностью, отражающей текущий объем обязательств;

- согласие на предоставление в одно или несколько Бюро кредитных историй информации, а также на получение информации из Бюро кредитных историй;

- согласованный способ обмена извещениями и уведомлениями и реквизиты, по которым Кооператив будет направлять информацию в период членства пайщика в Кооперативе.

Предписывается внести изменения в ст.8 п. 8.3 Устава, дополнив его положениями о подаче дополнительных сведений совместно с заявлением о вступлении в Кооператив.

Примерная редакция перечня сведений, подаваемых совместно с заявлением о вступлении в пайщики приведена в п. 3.2. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

 

Статья

8 п. 8.5

Устав не оговаривает, какой именно документ, подтверждает членство лица в Кооперативе. Согласно ч. 4 ст.11 Закона № 190-ФЗ документами, подтверждающими членство в кооперативе, являются выдаваемый пайщику документ (членская книжка, книжка пайщика и т.д.).

 Предписывается уточнить в ст. 8 п.8.5 Устава, какой именно документ выдаётся пайщику в подтверждение его членства в Кооперативе.

Статья

11 п.11.6

Уставом не определена номенклатура других обязанностей пайщика

Предписывается уточнить в ст. 11 п. 11.6 Устава, какие именно другие обязанности несет пайщик кооператива

Статья 11 п. 11.6

Устав содержит прямые цитаты из Закона № 190-ФЗ  «…другие… предусмотренные настоящим уставом…». Ссылка в уставе на устав неправильна. Все положения должны быть конкретизированы и содержаться в Уставе.

Предписывается конкретизировать все положения в Уставе при ссылке на Устав

Статья

13 п.13.1

В Уставе не конкретизированы органы кооператива, так как содержится формулировка «… иные органы, предусмотренные настоящим уставом…»

Ссылка в уставе на устав неправильна. Предписывается конкретизировать органы кооператива

Статья 16

П. 16.5.1

В нарушение ч.4, ст. 18 Закона № 190-ФЗ не предусмотрен конкретный перечень способов направления пайщикам уведомления об Общем собрании и конкретное СМИ, где может публиковаться такое уведомление.

«Иные способы направления уведомления и конкретное СМИ» должны быть указаны в Уставе

Рекомендуется определить уставом конкретные способы направления уведомления и конкретное СМИ, где может публиковаться уведомление о созыве общего собрания.

Статья

16 п.2

Устав устанавливает, что количество членов КПК, от которых избираются уполномоченные, не может быть более 100 человек 

В нарушение ч. 3, ст. 19 Закона № 190-ФЗ, п.5.2.4 Базового стандарта корпоративного управления, внутреннего стандарта СРО «Нормы представительства для избрания уполномоченных собраниями пайщиков части кооператива (кооперативных участков) для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания уполномоченных», не определено конкретное количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный.

Предписывается определить уставом конкретную норму избрания уполномоченных (количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный).

Таблица нормы представительства приведена в п. 9.6 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Статья

19 п. 19.1

В Устав включено коллизионное условие о количественном составе коллегиального исполнительного органа.

Согласно п. 2 ст. 21 Закона № 190-ФЗ решения правления принимаются квалифицированным большинством голосов. Следовательно, если Уставом определено что правление состоит из трех человек, то его заседание будет правомочно при участии  двух членов, а решение могут быть приняты только единогласно. В то же время состав правления из пяти человек упрощает как формирование кворума, так и принятие решений в отсутствие одного или двух членов правления.

Предписывается изменить количественный состав членов Правления Кооператива.

Примерная редакция описания коллегиального органа управления Кооперативом  приведена в п. 9.8. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Статья

19 п.19.5

Устав относит к функциям правления Кооператива ведение Реестра пайщиков.

Учитывая, что Правление кооператива является коллегиальным органом, то по смысловой логике предполагается делегирование (закрепление) данной функции за кем-либо из членов Правления, либо описание процедуры внесения записей в электронный Реестр пайщиков по тексту Устава

Предписывается внести изменения в ст. 17 п. 5 пп. 2 Устава, исключив коллизионные положения.

Примерная редакция описания структуры, количественного состава, порядка создания, сроков полномочий и компетенции органов кооператива, порядка принятия ими решений, приведена в Разделе 9 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива», либо передать право ведения реестра единоличному исполнительному органу по распоряжениям Правления.

 

Устав не содержит, предусмотренный п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ порядок обжалования решений органов кредитного кооператива.

 

Предписывается оговорить в уставе порядок обжалования решений органов.

Примерная редакция порядка обжалования решений органов кооператива  приведена в п.9.13 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Ст. 20

П. 1

Имущество кооператива формируется за счет паевых и  иных взносов

Законодательством не предусмотрены «иные» взносы пайщиков, за исключением членских.

 

Предписывается в ст. 20 п. 1 исключить  выражение «иных взносов»

Ст. 15 п. 3.12

Ст. 19 п. 19.5

Ст. 20 п. 20.3, 20.7

Ст. 21 п. 21.9

Ст. 23 п. 23.10

Ст. 27 п. 27.1

Устав содержит прямые цитаты из Закона № 190-ФЗ  «… определяется настоящим уставом ….», «…иные… предусмотренные настоящим уставом…». Ссылка в уставе на устав неправильна. Все положения должны быть конкретизированы и содержаться в Уставе.

Предписывается конкретизировать все положения в Уставе при ссылке на Устав

На основании выше изложенного, контрольная комиссия постановила:

Направить Кооперативу результат рассмотрения положений Устава кооператива.

Председатель комиссии

Т.В. Кирпиченкова

Секретарь

Н.В.Тарасова