Протокол № 76/У

заседания контрольной комиссии

Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие»

05.04.2019  г.

Заседание контрольной комиссии в форме очного голосования проведено в 15:00 (время Московское) по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 9, офис. 301.

Присутствовали:

Кирпиченкова Т.В. – Председатель комиссии.

Тарасова Н.В. – член комиссии.

Степченков А.В. – член комиссии.

Приглашены:

Директор ассоциации М.Р. Овчиян.

Консультант, курирующий кооператив,

Плетюхова Наталия.

Председательствует на собрании Кирпиченкова Т.В.

Ведение протокола поручено Тарасовой Н.В.

Повестка дня:

1. О результатах проверки Кредитный потребительский кооператив «Гарант Капитал» (ОГРН 1127413000120, ИНН 7413015940, зарегистрированного по адресу: 454085, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Кулибина, д. 5, офис 411/2 (фактически находящегося по адресу: 454085, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Кулибина, д. 5, офис 411/2), учтенного в реестре членов ассоциации за № 409).

По запросу контрольной комиссии СРО «Содействие» для проверки Кооперативом предоставлен Устав. В ходе проверки рекомендуется оценить положения Устава кредитного потребительского кооператива со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к нему.

В результате проведенной проверки контрольной комиссией установлено:

Отсутствие в уставе кредитного потребительского кооператива обязательных положений регулирующих организационные основы деятельности кредитного потребительского кооператива  (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»):

Пункт Устава

Замечания по содержанию Устава

Рекомендации

Раздел 1 п. 1.5 пп. 1.5.1, 1.5.2

В Уставе отражено право на создание филиалов и открытие представительства Кооператива, а также указание их место нахождения в приложениях к Уставу

Не стоит оговаривать в уставе право кооператива на открытие филиалов и представительств и указание их место нахождения в приложениях к Уставу. Это право и так установлено ст. 55 ГК, а указывать их в учредительных документах следует, только если филиалы и представительства действительно созданы. В соответствии с изменениями вводимыми в п. 3, ст. 55 ГК с 1.09.2014 г. сведения о филиалах и представительствах должны будут указываться в едином государственном реестре юридических лиц.

Предписывается убрать п. 1.5 пп. 1.5.1, 1.5.2 раздела 1

Раздел 2

п. 2.1

Устав оговаривает, что кооператив создан на основе членства по территориальному и социальному принципу. В этом случае, в соответствии с п. 3.13 Базового стандарта корпоративного управления, необходимо расшифровать этот принцип:

  • указать три граничащих муниципальных образования, если кооператив осуществляет свою деятельность по принципу локальной территориальной общности (обязательно для кооператива, осуществляющего свою деятельность менее трех лет с момента создания);
  • указать субъект РФ или субъект РФ – город федерального значения и граничащий с ним другой субъект РФ, если кооператив осуществляет свою деятельность по принципу региональной территориальной общности (обязательно для кооператива, осуществляющего свою деятельность более трех, но менее пяти лет с момента создания);

- указать пять субъектов РФ, входящих в состав одного, двух или трех граничащих федеральных округов, если кооператив осуществляет свою деятельность по принципу межрегиональной территориальной общности (возможно для кооператива, осуществляющего свою деятельность более пяти лет с момента создания).

Также следует обратить внимание, что Базовый стандарт корпоративного управления не предусматривает принцип социальной общности как «пайщиков имеющих умеренный доход работающих граждан, пенсионеров, студентов»  

Предписывается:

п. 2.1. раздела. 2 устава привести в соответствие с п. 3.13 Базового стандарта корпоративного управления.

Раздел 2

п. 2.2

В Уставе оговорено: «число членов кооператива (пайщиков) не может быть менее пятнадцати человек» 

Данный пункт допускает нарушение нормы,  установленной п. 2, ст. 7, гл. 2  и п.3 ст.10 Закона № 190-ФЗ.

Устав предусматривает вступление в КПК юридических лиц, однако вышеуказанный пункт ограничивает участие юридических лиц 

Предписывается:

 либо полностью перечислить минимально возможное количество пайщиков (п.2, ст.7 Закона № 190-ФЗ), либо исключить данный пункт из Устава, т.к. эта норма оговаривается Законом и подлежит исполнению в обязательном порядке.

Раздел 2

п. 2.5

пп. 2.5.1

Устав предусматривает предоставление займов в «натуральном» выражении

Предоставление займов производиться только в денежном выражении

Предписывается:

Убрать из раздела 2 п. 2.5 пп. 2.5.1 Устава фразу «в натуральном выражении»

Раздел 2

п. 2.5

пп. 2.5.6 – 2.5.15

Уставом предусмотрены виды деятельности противоречащие ст. 6 Закона № 190-ФЗ

Кооператив существенно ограничен в возможностях осуществления какой-либо иной деятельности п.1, ст. 6 Закона № 190-ФЗ. Как некоммерческая организация, Кооператив «…может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям» п. 4 ст. 50 ГК РФ. К деятельности такого рода может относиться проведение семинаров, предоставление консультационных, информационных и иных услуг, сопряженных с участием в финансовой взаимопомощи.

Предписывается исключить из раздела 2 п. 2.5 пп. 2.5.6-2.5.15 виды  деятельности, противоречащие ст. 6 Закона № 190-ФЗ. Также исключить п. 2.5.16

Примерная редакция изложения видов деятельности приведена в п. 2.4. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Раздел 2 п. 2.5

пп. 2.5.4

Уставом предусмотрено предоставление денежных ссуд

Понятие ссуды применяется при передаче вещи в безвозмездное пользование и в деятельности КПК не применимо 

Предписывается убрать пп. 2.5.4 п. 2.5 раздела 2 Устава

Раздел 3

п. 3.2

Устав оговаривает, что совместно с  заявлением о вступлении в Кооператив, лицо даёт письменное обязательство соблюдать Устав и внутренние нормативные документы

Однако, кроме указанного, при возникновении правоотношений пайщика и Кооператива возможно рассмотреть целесообразность дополнения заявления:

-    подтверждением ознакомления с Уставом;

 - согласие на обработку своих персональных данных в целях соблюдения законодательства и обеспечения уставной деятельности Кооператива.

 - ознакомление со сметой доходов и расходов Кооператива, его финансовой отчетностью, отражающей текущий объем обязательств;

- согласие на предоставление в одно или несколько Бюро кредитных историй информации, а также на получение информации из Бюро кредитных историй;

- согласованный способ обмена извещениями и уведомлениями и реквизиты, по которым Кооператив будет направлять информацию в период членства пайщика в Кооперативе.

Предписывается внести изменения в раздел 3 п. 3.2 Устава, дополнив его положениями о подаче дополнительных сведений совместно с заявлением о вступлении в Кооператив.

Примерная редакция перечня сведений, подаваемых совместно с заявлением о вступлении в пайщики приведена в п. 3.2. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

 

Раздел 3

п. 3.4

Раздел 4

п 4.2

Устав не оговаривает, какой именно документ, подтверждает членство лица в Кооперативе. Согласно ч. 4 ст.11 Закона № 190-ФЗ документами, подтверждающими членство в кооперативе, являются выдаваемый пайщику документ (членская книжка, книжка пайщика и т.д.).

Раздел 4 п. 4.2 дублирует раздел 3 п. 3.4

Предписывается уточнить в разделе 3  п. 3.4  Устава, какой именно документ выдаётся пайщику в подтверждение его членства в Кооперативе.

Убрать дублирующий пункт Устава 4.2 раздела 4

Раздел 3

п. 3.4 пп. 4

Устав содержит формулировку «иные предусмотренные уставом кредитного кооператива сведения». Такие сведения уставом КПК не установлены.

Предписывается: конкретизировать «иные сведения»

Раздел 3

п. 3.5 пп. 3.5.6

Уставом не определена номенклатура других прав пайщика

Предписывается уточнить в разделе 3 п.3.5 пп. 3.5.6 Устава, какие именно другие права имеет пайщик кооператива, предусмотренные Уставом

Раздел 3

п. 3.6 пп. 3.6.5

Уставом не определена номенклатура других обязанностей пайщика

Предписывается уточнить в разделе 3 п.3.6 пп. 3.6.5 Устава, какие именно другие обязанности обязан исполнять пайщик кооператива, предусмотренные Уставом

Раздел 3

п. 3.10

Устав предусматривает, «наличие у выбывающего члена Кооператива права на выдел своей доли из общего имущества Кооператива   ….»

Указанная формулировка не корректна, так как доля общего имущества Кооператива включает не только паенакопления прекратившего членство пайщика, а также деньги всего Кооператива    

Предписывается п. 3.10 раздела 3 привести в соответствие с п. 4 ст. 14 Закона № 190-ФЗ

Раздел 3

П. 3.12

Некорректная формулировка пп. 3.121 – 3.13

Уставом предусмотрены в п. 3.6 обязанности пайщика, следовательно целесообразно основания для исключения пайщика указать «неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 3.6 настоящего Устава …….»    

Предписывается откорректировать п. 3.12 раздел 3 Устава

Раздел 5

п. 5.5

Уставом предусмотрено внесение пайщиками иных взносов, однако вид, размер и порядок уплаты не определены

Предписывается п. 5.5 раздела 5 привести в соответствие с пп.4, п.1, ст. 8 Закона № 190-ФЗ

Раздел 6

п. 6.3

пп. 6.3.1

Уставом определено, что порядок возмещения расходов органам кооператива устанавливается соответствующим Положением (каким?) 

Предписывается в п. 6.3 пп. 6.3.1 раздела 6 Устава указать наименование Положения

Раздел 8 п. 8.12

Уставом не определено количество пайщиков от которых избирается один уполномоченный 

В нарушение ч. 3, ст. 19 Закона № 190-ФЗ, п.5.2.4 Базового стандарта корпоративного управления, внутреннего стандарта СРО «Нормы представительства для избрания уполномоченных собраниями пайщиков части кооператива (кооперативных участков) для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания уполномоченных», не определено конкретное количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный.

Предписывается определить уставом конкретную норму избрания уполномоченных (количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный).

Таблица нормы представительства приведена в п. 9.6 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Раздел 10

П. 10.2

 

Устав предусматривает право Председателя правления на выдачу нотариальных доверенностей

Некорректная формулировка, противоречащая деятельности кредитного кооператива и единоличного исполнительного органа. Нотариальные доверенности вправе выдавать нотариус 

Предписывается откорректировать формулировки п. 10.2 раздела 10 Устава

Раздел 11

п. 11.5.6

Устав относит к функциям правления Кооператива ведение Реестра пайщиков.

Учитывая, что Правление кооператива является коллегиальным органом, то по смысловой логике предполагается делегирование (закрепление) данной функции за кем-либо из членов Правления, либо описание процедуры внесения записей в электронный Реестр пайщиков по тексту Устава

Предписывается внести изменения в раздел 11 п. 11.5.6 Устава, исключив коллизионные положения.

Примерная редакция описания структуры, количественного состава, порядка создания, сроков полномочий и компетенции органов кооператива, порядка принятия ими решений, приведена в Разделе 9 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива», либо передать право ведения реестра единоличному исполнительному органу по распоряжениям Правления.

Раздел 11

п. 11.5.18

В Уставе предусмотрено «… решение иных вопросов, отнесенных … настоящим уставом…»

Ссылка в уставе на устав неправильна. Все положения должны быть конкретизированы и содержаться в Уставе.

Предписывается конкретизировать решения в разделе 11 п. 11.5.18

Раздел 10

Раздел 12

Раздел 13

В нарушение п.6 ч.1 ст.8 Закона № 190-ФЗ не определено конкретно количество членов Правления кооператива, комитета по займам, ревизионной комиссии

Предписывается:

в разделах 10, 12, 13 Устава установить конкретное количество членов Правления кооператива, комитета по займам, ревизионной комиссии

Раздел 10

П. 10.2

Устав не содержит полный порядок избрания на должность Председателя правления

Порядок избрания на должность Председателя правления предусмотрен п. 4 ст. 22 закона № 190-ФЗ

Предписывается дополнить п. 10.2 раздела 10 Устава в соответствии с п. 4 ст. 22 закона № 190-ФЗ 

Раздел 14

п. 14.9

В Уставе предусмотрено, что директор «… осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом…»

Ссылка в уставе на устав неправильна. Все положения должны быть конкретизированы и содержаться в Уставе.

Предписывается конкретизировать иные полномочия директора в разделе 14 п. 14.9 Устава

Раздел 15

п. 15.1

Имущество кооператива формируется за счет паевых и  иных взносов

Законодательством не предусмотрены «иные» взносы пайщиков, за исключением членских.

Предписывается в раздел 15 п. 15.1 исключить  выражение «иных взносов»

Раздел 19

П. 19.3

353 ФЗ от 21.12.2013 г. «О потребительском кредите (займе)» не содержит понятие «беспроцентный займ»

Предписывается убрать п. 19.3 раздела 19

Раздел 19

П. 19.6

Положения п. 19.6 раздела 19 противоречат полномочиям Председателя правления, предусмотренных п. 10.2 раздела 10

Предписывается откорректировать п. 19.6 раздела 19 в соответствии с п. 10.2 раздела 10

На основании выше изложенного, контрольная комиссия постановила:

Направить Кооперативу результат рассмотрения положений Устава кооператива.

Председатель комиссии

Т.В. Кирпиченкова

Секретарь

Н.В.Тарасова