Протокол №75/У

заседания контрольной комиссии

Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие»

05.04.2019 г.

Заседание контрольной комиссии в форме очного голосования проведено в 14:00 (время Московское) по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 9, офис. 301.

Присутствовали:

Кирпиченкова Т.В. – Председатель комиссии.

Тарасова Н.В. – член комиссии.

Степченков А.В. – член комиссии.

Приглашены:

Директор ассоциации М.Р. Овчиян.

Консультант, курирующий кооператив,

Плетюхова Наталия.

Председательствует на собрании Кирпиченкова Т.В.

Ведение протокола поручено Тарасовой Н.В.

Повестка дня:

1. О результатах проверки Кредитный потребительский кооператив «Деньги Инвест» (ОГРН 1144345019356, ИНН 4345393529, зарегистрированного по адресу: 610002, Кировская обл., г. Киров, ул. Казанская, д. 66А (фактически находящегося по адресу: 610002, Кировская обл., г. Киров, ул. Казанская, д. 66А), учтенного в реестре членов ассоциации за № 418).

По запросу контрольной комиссии СРО «Содействие» для проверки Кооперативом предоставлен Устав. В ходе проверки рекомендуется оценить положения Устава кредитного потребительского кооператива со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к нему.

В результате проведенной проверки контрольной комиссией установлено:

Отсутствие в уставе кредитного потребительского кооператива обязательных положений регулирующих организационные основы деятельности кредитного потребительского кооператива  (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»):

Пункт Устава

Замечания по содержанию Устава

Рекомендации

Статья 3

п. 3.2

Устав оговаривает, что кооператив создан на основе членства по принципу общности интересов

Пункт 3.13 Базового стандарта корпоративного управления не предусматривает принцип социальной общности как «принцип общности интересов»

Предписывается:

п. 3.2. статьи  3 устава привести в соответствие с п. 3.13 Базового стандарта корпоративного управления.

Статья 6

п. 6.2

Устав оговаривает, что совместно с  заявлением о вступлении в Кооператив, лицо даёт письменное обязательство соблюдать Устав и внутренние нормативные документы

Однако, кроме указанного, при возникновении правоотношений пайщика и Кооператива возможно рассмотреть целесообразность дополнения заявления:

-    подтверждением ознакомления с Уставом;

 - согласие на обработку своих персональных данных в целях соблюдения законодательства и обеспечения уставной деятельности Кооператива.

 - ознакомление со сметой доходов и расходов Кооператива, его финансовой отчетностью, отражающей текущий объем обязательств;

- согласие на предоставление в одно или несколько Бюро кредитных историй информации, а также на получение информации из Бюро кредитных историй;

- согласованный способ обмена извещениями и уведомлениями и реквизиты, по которым Кооператив будет направлять информацию в период членства пайщика в Кооперативе.

Предписывается внести изменения в ст.6 п. 6.2 Устава, дополнив его положениями о подаче дополнительных сведений совместно с заявлением о вступлении в Кооператив.

Примерная редакция перечня сведений, подаваемых совместно с заявлением о вступлении в пайщики приведена в п. 3.2. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Статья 6

п. 6.3

Устав указывает, что членство в  Кооперативе возникает на основании решения Председателя Кооператива и в последующем подлежит одобрению Правлением Кооператива.

Однако согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 190-ФЗ заявление о приеме в члены кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива.

Правление на ближайшем заседании рассматривает заявление соискателя и принимает решение о приеме или отказе ему в приеме в пайщики. При положительном решении Правления, Председатель правления издает распоряжение о внесении записи о вновь принятом пайщике в реестр пайщиков кооператива после оплаты им вступительного и минимального (обязательного) паевого взноса.

Правление может принять решение о включении дополнительных сведений, указываемых пайщиком при вступлении в Кооператив.

Таким образом, Председатель Кооператива не обладает полномочиями на решения вопросов о приёме в члены Кооператива.

Предписывается внести изменения п. 6.3 ст. 6 в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона № 190-ФЗ.

Статья 7

п. 7.3

Устав предусматривает, что Председатель Кооператива вправе принять решение о выходе члена Кооператива в случае отсутствия непогашенной задолженности перед Кооперативом.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 190-ФЗ заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. Выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков).

Таким образом, Председатель правления неуполномочен принимать решения о прекращении членства в Кооперативе.

Предписывается внести изменения п. 7.3 Устава

Статья 9

 п. 11

Уставом не определена номенклатура других прав пайщика

Предписывается уточнить в ст. 9 п.11 Устава, какие именно другие права имеет пайщик кооператива, предусмотренные Уставом

Статья 19

п. 19.1 – 19.3

Статья 25

п. 25.1 пп. 4

 

 

Устав предусматривает, «что при прекращении членства члену Кооператива выплачиваются его паенакопления, сумма которых соответствует денежной стоимости доли имущества Кооператива ….»

Указанная формулировка не корректна, так как денежная стоимость доли имущества включает не только паенакопления прекратившего членство пайщика, а также деньги всего Кооператива    

Предписывается статью 19, 25 привести в соответствие с п. 4 ст. 14 Закона № 190-ФЗ

Статья 22

п. 22.5

Не конкретизирован  уполномоченный орган Кооператива который принимает решение о выдаче займов

Предписывается конкретизировать уполномоченный орган в ст. 22 п. 22.5

Статья 24

п. 24.3

 

П. 24.3 ст. 24 не соответствует п. 6 ст. 6 Закона № 190-ФЗ, в частности не указана оговорка «….иных, юридических лиц, в случае, если учредительными документами указанных юридических лиц предусмотрено финансирование кредитных кооперативов».

Предписывается

П. 24.3 ст. 24 привести в соответствие с п. 6 ст. 6 Закона № 190-ФЗ 

Ст. 32

п. 32.5

Уставом предусмотрено, что при проведении общего собрании в форме уполномоченных уведомляются только уполномоченные или вторые уполномоченные

Созыв собрания уполномоченных осуществляется в соответствии с Законом № 190-ФЗ  в порядке и сроки, которые предусмотрены для проведения общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков), т.е. уведомляются все пайщики

В Законе 190-ФЗ отсутствует понятие «вторые уполномоченные»

Предписывается п. 32.5 ст. 32 привести в соответствие с ст. 19 п. 5 Закона № 190-ФЗ

Предписывается убрать понятие «вторые уполномоченные»

Статья

33 п.33.4

Устав устанавливает, что количество членов КПК, от которых избираются уполномоченные, не может быть менее 5 и не более 20 членов Кооператива 

В нарушение ч. 3, ст. 19 Закона № 190-ФЗ, п.5.2.4 Базового стандарта корпоративного управления, внутреннего стандарта СРО «Нормы представительства для избрания уполномоченных собраниями пайщиков части кооператива (кооперативных участков) для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания уполномоченных», не определено конкретное количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный.

Предписывается определить уставом конкретную норму избрания уполномоченных (количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный).

Таблица нормы представительства приведена в п. 9.6 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Статья 35 п. 35.1

 

Ст. 39

П. 39.3

В нарушение п.6 ч.1 ст.8 Закона № 190-ФЗ не определено конкретно количество членов Правления кооператива, комитета по займам

Количество членов Правления и комитета по займам в Уставе должно быть установлено конкретно, а не в диапазоне.

Предписывается:

в п. 35.1 ст. 35 и п. 39.3 ст. 39 установить конкретное количество членов Правления кооператива и комитета по займам

Статья

35 п.35.5 пп. 2

Устав относит к функциям правления Кооператива ведение Реестра пайщиков.

Учитывая, что Правление кооператива является коллегиальным органом, то по смысловой логике предполагается делегирование (закрепление) данной функции за кем-либо из членов Правления, либо описание процедуры внесения записей в электронный Реестр пайщиков по тексту Устава

Предписывается внести изменения в ст. 35 п. 35.5 пп. 2 Устава, исключив коллизионные положения.

Примерная редакция описания структуры, количественного состава, порядка создания, сроков полномочий и компетенции органов кооператива, порядка принятия ими решений, приведена в Разделе 9 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива», либо передать право ведения реестра единоличному исполнительному органу по распоряжениям Правления.

 

Устав не содержит, предусмотренный п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ порядок обжалования решений органов кредитного кооператива, в частности Председателя правления, Контрольно-ревизионного органа, Комитета по займам

Предписывается оговорить в уставе порядок обжалования решений органов.

Примерная редакция порядка обжалования решений органов кооператива  приведена в п.9.13 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Ст. 37

п. 37.1

Устав не содержит полный порядок избрания на должность Председателя правления

Порядок избрания на должность Председателя правления предусмотрен п. 4 ст. 22 закона № 190-ФЗ

Предписывается дополнить п. 37.1 п. 37 Устава в соответствии с п. 4 ст. 22 закона № 190-ФЗ 

На основании вышеизложенного, контрольная комиссия постановила:

Направить Кооперативу результат рассмотрения положений Устава кооператива.

Председатель комиссии

Т.В. Кирпиченкова

Секретарь

Н.В.Тарасова