Протокол № 189/СМ

заседания контрольной комиссии

Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие» (плановая проверка)

30.07.2019 г.

Заседание контрольной комиссии в форме очного голосования проведено в 11:00 (время Московское) по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 9, офис. 301.

Присутствовали:

Кирпиченкова Т.В. – Председатель комиссии.

Тарасова Н.В. – член комиссии.

Степченков А.В. – член комиссии.

Приглашены:

Директор Ассоциации М.Р. Овчиян.

Консультант, курирующий кооператив,

Бондаренко Татьяна Михайловна.

Председательствует на собрании Кирпиченкова Т.В.

Ведение протокола поручено Тарасовой Н.В.

Повестка дня:

О результатах специального мониторинга Кредитного потребительского кооператива Общество взаимного кредитования «ФИНПО» (ОГРН 1020201847753, ИНН 0263007648), зарегистрированного по адресу: 453850, Республика Башкортостан, Мелеузовский р-н, г. Мелеуз, ул. 31-й микрорайон, д. 5 (фактически находящегося по адресу: 453850, Республика Башкортостан, Мелеузовский р-н, г. Мелеуз, ул. 31-й микрорайон, д. 5), учтенного в реестре членов ассоциации за № 92).

Открыла заседание Председатель Контрольной комиссии Кирпиченкова Т.В.:

«Проверка инициирована на основании информации, поступившей из Уральского Главного управления Банка России (исх. № Т5-21-12/32340 от 12.07.2019 года) о наличии косвенных признаков предоставления Кооперативом целевых ипотечных займов, на погашение которых планируется направить средства материнского (семейного) капитала.

Для оценки доводов, изложенных в письме Центрального Банка структурным подразделением, осуществляющим контроль за деятельностью кредитных кооперативов, участвующих в СРО «Содействие», была проведен специальный мониторинг деятельности КПК ОВК «ФИНПО».

Прошу руководителя Контрольной группы изложить результаты проведённого специального мониторинга».

С докладом о результатах внеочередной проверки КПК «ОВК «ФИНПО» выступил Степченков А.В., который сообщил:

«По запросу контрольной комиссии СРО «Содействие» для проведения специального мониторинга в связи с признаками риска осуществления недобросовестных практик при предоставлении целевых ипотечных займов, на погашение которых планируется направить средства материнского (семейного) капитала Кооперативом предоставлены следующие документы и информация:

  1. Базовые условия предоставления займов. Положение о порядке предоставления займов.
  2. Описание применяемой Кооперативом линейки кредитных продуктов с подразделением на виды займов.
  3. Реестр договоров займа, предоставленных Кооперативом в I и II кв. 2019 г.
  4. Описание применяемой кооперативом процедуры оценки платежеспособности поручителя, обеспечивающего исполнение пайщиком обязательств по целевому ипотечному займу.
  5. Договорная документация кооператива.
  6. Результаты проверки наличия объектов недвижимости и его соответствия условиям проживания семьи.
  7. Оборотно - сальдовые ведомости и аналитические справки на запрошенные даты.
  8. Сводные показатели по оценке соблюдения контролируемого ограничения.
  9. Описание применяемой кооперативом процедуры оценки платежеспособности поручителя, обеспечивающего исполнение пайщиком обязательств по целевому ипотечному займу.
  10. Описание применяемой кооперативом процедуры оценки периодичности и динамики предшествующего перехода прав на приобретаемое жилье или земельный участок, предоставленный для строительства с тем, чтобы исключить случаи мнимых сделок и соблюсти требование п.4.3 Базового стандарта.
  11. После предоставления реестра выданных займов выборочно:
  12. Документ, подтверждающей предварительно проведенную кооперативом оценку качеств намечаемого к приобретению или строительству жилого помещения с тем, чтобы удостовериться, что оно действительно обеспечивает улучшение жилищных условия и соответствует цели установленные п.1, ст. 2, п.1, ч.3, ст. 7, ст. 10 Закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и п. 4.12 Базового стандарта по принятой в СРО форме программ проверки качеств приобретаемого1 и намечаемого к строительству или строящегося жилого помещения2, включая:
  • Показатели по разделу 20, где отражаются сведения о располагаемых заемщикам доходах и формируется вывод о его платежеспособности, как это предусмотрено разделом 5 Базового стандарта.
  1. Договора займов, предоставленных для приобретения или строительства жилых помещений.
  2. Договора поручительства заключенные с третьими лицами, обеспечивающими исполнение заемщиками обязательств по целевому ипотечному займу».   

Бондаренко Т.М. пояснила, что «Базовые условия предоставления займов, в т.ч. целевых займов на приобретение или строительство жилья, не соответствуют требованиям, установленным п.2, ч. 23 ст. 17 Закона № 190-ФЗ и  п. 4.2 Базового стандарта. Кооперативу выставлено требование дополнить базовые условия предоставления целевых ипотечных займов правилами начисления процентов, применения штрафных санкций и пр., включить их в Положение о порядке предоставления займов и вынести на рассмотрение и утверждение ближайшим общим собранием пайщиков».

Овчиян М.Р. отметил, что «в составе запрошенной у кооператива информации не предоставлена кооперативом «Информация об условиях предоставления, использования и возврата  ипотечного займа», которая, в соответствии с п.3, ч.2, ст. 6.1 Закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», должна быть размещена «в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении займа)».

Бондаренко Т.М. продолжила «Кооперативом предоставлена ведомость оценки платежеспособности заемщика и поручителей. Заключение об оценке платежеспособности составлено в письменном виде, подписано сотрудником кооператива, что подтверждает соблюдение п. 5.4 Базового стандарта. Однако, сотрудник кооператива, подписавшая заключение об оценке платежеспособности пайщика – заемщика и поручителей, сама по себе не является должностным лицом. Следует уполномочить ее (или иных сотрудников) на проведение расчета (оценки) платежеспособности пайщиков – заемщиков и поручителей и удостоверение результатов такой оценки своей подписью, соответствующим актом (приказом, распоряжением), как это предусмотрено п. 5.4 Базового стандарта».

Степченков А.В. продолжил: «В целях проверки случаев предоставления целевых ипотечных займов разным заемщикам для приобретения одних и тех же жилых помещений (строительства жилых домов на одних и тех земельных участках) проведен анализ совпадений по кадастровым номерам объектов недвижимости, являющихся предметом договоров займа.

В соответствии с п. 4.13 Базового стандарта, «При предоставлении ипотечных займов с последующим погашением их средствами материнского (семейного) капитала не допускается повторное в течение одного года использование одного и того же объекта недвижимости (либо части объекта недвижимости)…».

Факт продажи земельного участка под строительство вскоре после его приобретения прямо не предусмотрен Базовым стандартом, но содержит признаки приобретения участка первым собственником для целей, не связанных со строительством жилого помещения. В совокупности с указанными выше признаками формирования земельного участка путем разделения, возможного отсутствия подъездных путей, это несет признаки приобретения земельных участков риэлтором, с целью их последующей перепродажи гражданам – владельцам сертификатов на М(С)К, что создает для них основания для получения целевого ипотечного займа.

Для проверки указанных обстоятельств, у кооператива дополнительно запрошены пояснения».

Бондаренко Т.М. добавила, что «Кооперативом не предоставлен запрошенный документ по результатам  проверки наличия объекта недвижимости и его соответствие условиям проживания в целях контроля действительного улучшения условий проживания заемщика и членов его семьи, предусмотренный п. 4.10 Базового стандарта.

Для проверки указанных обстоятельств, у кооператива дополнительно выборочно запрошены оформленные результаты проверки наличия объектов недвижимости и его соответствия условиям проживания семьи».

 Овчиян М.Р. добавил, что «представленные Кооперативом оборотно-сальдовые ведомости доказывают, что кооперативом организован раздельный учет дебиторской задолженности по займам, на погашение которых планируется направить средства материнского (семейного) капитала. Условие п. 4.15 базового стандарта соблюдено.

При этом обращено внимание кооператива на неправильное использование субсчетов на счете 76 для отражения дебиторской задолженности. На это было указано в акте проверки ГИБР от 16.10.2017 г., но кооператив так и не предпринял никаких мер для упорядочения своей учетной политики».

Директор СРО «Содействие» Овчиян М.Р. подвёл итоги работы Контрольной группы: «Из предоставленных кооперативом сведений по запрошенной форме Приложения 1 следует, что по состоянию на 20.06.2019 г. доля дебиторской задолженности по целевым ипотечным займам, погашаемой с использованием средств материнского (семейного) капитала на 20.06.19 составила 60%. Ограничение, установленное п. 4.16 базового стандарта соблюдено».

Председатель Контрольной комиссии Кирпиченкова Т.В. ознакомила всех присутствующих с материалами внеплановой проверки. После чего, предложила перейти к обсуждению результатов проверки и подведению итогов заседания комиссии.

Решение принято единогласно, 3 голоса «ЗА».

На основании выше изложенного, контрольная комиссия постановила:

1) согласиться с выводами Контрольной группы и утвердить результаты специального мониторинга Кредитного потребительского кооператива Общество взаимного кредитования «ФИНПО» от 29.07.2019;

2) подготовить и направить в адрес ПК ОВК «ФИНПО» Требование об устранении нарушениях, установив разумный срок для их устранения;

3) директору СРО «Содействие» подготовить и направить в адрес Банка России письмо с сообщением о результатах контрольных мероприятий и приложением подтверждающей документации.

4) секретарю передать Акт Внеплановой проверки ПК ОВК «ФИНПО» от 29.07.2019 для размещения на сайте СРО «Содействие».

Председатель комиссии

Т.В. Кирпиченкова

Секретарь

Н.В.Тарасова

 

1Размещена на сайте СРО по ссылке: http://sro-sodeystvie.ru/info/docum/docum-4182;

2 Размещена на сайте СРО по ссылке: http://sro-sodeystvie.ru/info/docum/docum-4181.