ПРОТОКОЛ № 165

заседания контрольной комиссии

Ассоциации «Саморегулируемая организация «Национальное содружество кредитных кооперативов «Содействие»

г. Смоленск                                                                                                  29 декабря 2020 года

Заседание контрольной комиссии в форме очного голосования проведено в 10:00 (время Московское) по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 9, офис. 301.

Присутствовали:

  1. Тихонов М.В.-председатель контрольной комиссии,
  2. Низохина Т.В. – Зам.председатель комиссии,
  3. Валиева Д.С.-член комиссии,
  4. Майорова Л.Ю.- член комиссии,
  5. Рублева Н.Н. – член комиссии,
  6. Силюта Е.А. – член комиссии

  Кворум для принятия решения имеется.

Повестка дня:

  1. Назначение секретаря Контрольной комиссии СРО «НСКК «Содействие».
  2. «О результатах плановой проверки Кредитный потребительский кооператив «Союзсберзайм-Липецк» (ИНН 4826058989, ОГРН 1074823017246, юридический адрес: 398001, Липецкая обл., г. Липецк, ул. Л.Толстого, д. 1) учтённого в реестре членов ассоциации за № 538».

По первому вопросу

РЕШИЛИ:

Назначить секретарем контрольной комиссии СРО «НСКК «Содействие» Валиеву Д.С.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ: ЗА – 6; ПРОТИВ – 0; ВОЗДЕРЖАЛИСЬ – 0

РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО ЕДИНОГЛАСНО.

По второму вопросу

СЛУШАЛИ: Силюту Е.А. которая сообщила, что контрольной группой в период 01.09.2020 г. по 29.12.2020 г. проведена плановая проверка деятельности КПК "Союзсберзайм-Липецк". По результатам плановой проверки был составлен Акт № 538/Плановая проверка  от 29.12.2020 г.

В ходе проверки соблюдения кредитным потребительским кооперативом " "требований законодательства, нормативных актов Банка России, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО выявлено:

1. Выявлено нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального Закона № 402-ФЗ, п. 32 Положения, утвержденного Приказом Минфина РФ № 34н, п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 в части расхождения отчетности, представленной в СРО с внутренней отчетностью кооператива.

2. Кооператив нарушил положение п.п.2 п.3 ст. 3 Закона 190–ФЗ «О кредитной кооперации», в части ограничения участия в деятельности кредитного кооператива лиц, не являющихся его членами.

3. Кооперативом нарушены требования абз. 24 счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» раздела VI «Расчеты» Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ № 94н, в части применения счета 76.К.З не по назначению.

4. Отсутствие информации «о судимости» в отношении членов правления и ревизора, нарушает требования, установленным частью 4 статьи 15 закона № 190-ФЗ, п. 6.2.8 Базового стандарта корпоративного управления КПК.

5. Перечень аффилированных лиц не определен ни уставом кооператива, ни иным внутренним документом, как это рекомендовано письмом ГУРМ и МФД от 20.02.2016 № 56-21/333.

6. Кооператив применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в нарушение части 5 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

7. Кооперативом существенно недооценен уровень риска по предоставленным займам за 1 квартал и полугодие 2020 года, кооперативом также отражаются в завышенной величине займы «без просрочек». Не создание резервов, помимо нарушения Указания Банка России № 3322-У «О порядке формирования кредитными кооперативами резервов на возможные потери по займам», искажает исходные данные для расчета и расчетные значения финансовых нормативов, установленных ч.4. ст.6 Закона № 190-ФЗ и Указанием Банка России № 3916-У.

8. Контрольной группой установлены нарушения внутренних документов Кооператива, а именно:

  • Оговоренный в Уставе кооператива принцип общности, Кооперативом не соблюдается; Уставом оговорен не полный перечень сведений, содержащихся в реестре пайщиков, в нарушение п. 13 ч. 1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ; Уставом не определена норма, устанавливающая ответственность единоличного исполнительно органа -  Председателя правления,  в нарушение с ч. 5 ст.22 190-ФЗ; не оговорен запрет на осуществление деятельности Кооператива в случае принятия решения о ликвидации кредитного Кооператива, согласно п.5 ст.10 Закона № 190-ФЗ.
  •  «Положение о порядке предоставления займов членам Кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЛИПЕЦК» составлено формально, не содержит информации о кредитных продуктах, а именно не отражены ни сроки, ни процентные ставки по выдаваемым займам, не указан размер платы (комиссии), других взносов, взимаемых кооперативом с пайщика при получении займа; предполагает предоставление беспроцентных займов, в нарушение №353 ФЗ от 21.12.2013 г. «О потребительском кредите (займе)»; предусмотрено, что размеры процентов за пользование займов, размер неустойки устанавливает Правление кооператива, в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 17 Закона 190-ФЗ, ч. 5 ст. 21 Закона № 190-ФЗ; предусматриваются исключительные случаи возврата займа по решению Комитета по займам (Правления), в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 17 Закона 190-ФЗ; не конкретизирована информация об иных платежах,  в нарушение с п.20 ст.5 Федерального закона №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»; в нарушение п.3, ч.2, ст. 6.1 Закона № 353-ФЗ, не включена информация о целевых ипотечных займах, в т.ч. целевых ипотечных займов на погашение которых планируется направить средства материнского (семейного) капитала; в нарушение «Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке» «Положением о предоставлении займов…» не в полной мере закреплены процедуры оценки платежеспособности пайщиков, взявших займ, и пайщиков, предоставивших поручительство при получении ипотечного займа, отсутствует порядок проверки КПК объектов недвижимости при заключении договоров ипотечного займа. В нарушение п.4, ч.4, ст. 5 Закона № 353-ФЗ, п. 4.2 Базового стандарта совершения КПК операций на финансовом рынке кооператив не обеспечил выбор кредитного продукта потенциальному заемщику (пайщику).
  • В нарушение части 3 статьи 30 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ  «О кредитной кооперации» «Положение о порядке и условиях привлечения денежных средств…» не содержит достаточную информацию о сберегательных продуктах, представляемых пайщикам, а именно: не отражены процентные ставки по привлекаемым денежным средствам от пайщиков; Положением предусмотрено, что условия привлечения личных сбережений членов Кооператива определяются Правлением Кооператива, в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 17 Закона 190-ФЗ и ч. 5 ст. 21 Закона № 190-ФЗ; в нарушение п.1, ст. 807 ГК, а  также п.2. ст. 30 Закона № 190-ФЗ Положением предусмотрено, в случае наличия неисполненных обязательств члена Кооператива перед Кооперативом обязательства Кооператива по выплате привлеченных денежных средств члена Кооператива прекращаются полностью или частично зачетом встречного требования кредитного Кооператива к члену Кооператива; в нарушение п.3.8.5. Базового стандарта совершения КПК операций на финансовом рынке, Положением не предусмотрена мера ответственности Кооператива за нарушение обязательств по договору передачи личных сбережений и освобождения от данной ответственности.
  • в «Положении о членстве…» прописанные условия приема в КПК не соответствуют принципу общности, указанному в п. 6.1.1. Устава КПК; Положение оговаривает «В случае неуплаты членом Кооператива обязательного и вступительного взносов в срок… Кооператив имеет право потребовать с него уплаты пени…», что не соответствует ч. 3 ст.11 Закона 190 ФЗ; В Положении оговорен не полный перечень сведений, содержащихся в реестре пайщиков, в нарушение п. 13 ч. 1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ; в нарушение  части 3 статьи 15 Закона 190 ФЗ «О кредитной кооперации» Положение не предусматривает возможность обжалования решений органов кредитного кооператива в отношении исключения члена кредитного кооператива (пайщика); в п. 5.2.2, п. 6.3.2 Положения дана отсылка к недействующей ст. 116 ГК РФ.
  • в нарушение п. 4 ст. 25 Закона № 190-ФЗ в «Положении о порядке формирования и использования имущества…» не оговорен порядок формирования и использования фондов кооператива.

9. Учетной политикой и рабочим планом счетов не предусмотрено ранжирование задолженности по займам и сбережениям пайщиков по сроку, что свидетельствуют о нарушении п. 17 ПБУ 15/2008 Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам",  ч. 1 ст. 10 Федерального Закона № 402-ФЗ в части регистрации данных в регистрах бухгалтерского учета, не содержащихся в первичных учетных документах, а также ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 190-ФЗ, в части ведения бухгалтерского учета не в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

10.  Положение об Учетной политике в нарушение ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О кредитной кооперации" предполагает осуществление тех видов деятельности, которые не вправе осуществлять кооператив, и не соответствуют принципам кредитной кооперации; в нарушение ч. 5 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» Учетной политикой определены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета в кооперативе; Положение предусматривает разделы и рабочие счета, не относящиеся к статусу кредитных кооперативов; рабочий план счетов не соответствует счетам бухгалтерского учета, прописанным в Учетной политике.

11. На счетах 76.ВВ.1 и 76.ВП.1 отражается задолженность пайщиков физических лиц по внесению вступительных и обязательных паевых взносов, что не соответствует ч. 3 ст. 11 Закона 190 ФЗ.

12. В нарушение п. 3.3 Базового стандарта корпоративного управления, кооператив, созданный по принципу профессиональной общности, объединяет пайщиков на основе их принадлежности к группе лиц, имеющих одного работодателя или работодателей, входящих в одну группу компаний, и/или получающих образование в одной образовательной организации, и/или являющихся членами одного профессионального союза, и/или имеющих одну специальность. Пайщиками таких кооперативов могут быть только физические лица, за исключением юридического лица, принадлежность к которому определяет принцип профессиональной или социальной общности. Таким образом, при объединении в кооперативе юридических лиц, кооператив не имеет право применять принцип профессиональной общности.

13. Кооператив не организовал обособленный учет займов, на погашение которых планируется направить средства М(С)К, что указывает на несоблюдение кооперативом обязанности вести раздельный учет дебиторской задолженности по займам, на погашение которых планируется направить средства М(С)К, установленной п. 4.15 Базового стандарта совершения КПК операций на финансовом рынке. «Кооператив обязан вести отдельный учет дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предоставлением ипотечных займов членам кредитного кооператива (пайщикам)». Контрольная группа отмечает повышенную степень «специализации» кооператива на предоставлении займов, погашаемых средствами М(С)К. Это направление не должно быть абсолютным и замещать иные кредитные продукты и программы.

14. Ставка по привлеченным сбережениям, указанная в отчетности кооператива за 1 полугодие 2020 г. не соответствует «Базовому стандарту совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке», утв. Банком России, протокол от 27.07.2017 г., №КФНП-26.

15. На главной странице сайта не полностью прописана индивидуализация кооператива: в заголовке страницы указано название «Кредитный кооператив «Союзсберзайм-Липецк», в нарушение ч.6 ст. 7 Закона № 190-ФЗ, ч. 1, ст. 28, Закона № 38-ФЗ «О рекламе», ч. 2 ст. 6 «Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы»; отсутствует информация о страховании риска ответственности за нарушение договоров привлечения денежных средств, в нарушение п. 3.10 и п. 3.11 «Базового стандарта…».

16. В нарушение части 5 "Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке" (утв. Банком России, Протокол от 13.10.2020 N КФНП-29) на сайте кооператива в «условиях займа» указано «подтверждение дохода не требуется» П.5.7. определено: «Орган кредитного кооператива не вправе принимать решение о предоставлении ипотечного займа лицам, …. в случае если уровень оценки их платежеспособности или оценка возможности возврата суммы ипотечного займа ниже установленных кредитным кооперативом требований».

17.  «Подготовка и проведение, а также оформление результатов общего собрания пайщиков от «29» июля 2019 года не соответствует ст. 18, ст. 19, ст. 23 Федерального Закона 190-ФЗ «О кредитной кооперации», 181.2.  ГК РФ; п. 4.4.5., п.5.2.2.ст.5 , п.7.3.3.1. «Базового стандарта корпоративного управления…» Формальное отношение кооператива к оформлению результатов общего собрания пайщиков может привести к признанию собрания  недействительным,  и, как следствие, признание недействительным его результатов.

18. При анализе договорной документации отмечаются нарушения в структуре и содержании договорной документации, установленные Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе); Законом 190-ФЗ «О кредитной кооперации»; п.3, ч. 7, ч.8, ст. 10, закона № 256-ФЗ; Указанием Банка России № 5350-У; п.1, ст. 814 ГК РФ; п. 1, ст. 3 «Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы»; п.4.9.2 Базового стандарта совершения операций.

19. Контрольной группой выявлено нарушение требований части 2 статьи 6 Федерального закона № 353-ФЗ к порядку расчета и (или) размеру ПСЗ, а именно членские взносы, вносимые пайщиками заемщиками по условиям получения и пользования займа не учитываются в расчете ПСЗ в причитающихся к уплате размерах и сроках.

20. Контрольной  группой установлены факты некорректного расчета финансовых нормативов ФН2, ФН3, ФН6, ФН7 и ФН8, связанных с нарушением п. 21, 22 Порядка составления отчетности по форме 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» Приложения №1 к Указанию Банка России №4083-У,  п. 17 ПБУ 15/2008, ч. 1 ст. 10 Федерального Закона № 402-ФЗ в части регистрации данных в регистрах бухгалтерского учета, ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 190-ФЗ.

РЕШИЛИ:

1) утвердить Акт по результатам плановой проверки КПК «Союзсберзайм-Липецк» от 29.12.2020;

2) консультанту, курирующему кооператив, направить Акт по результатам плановой проверки в КПК «Союзсберзайм-Липецк» по системе ЭДО;

3) секретарю контрольной комиссии передать Акт по результатам плановой проверки КПК «Союзсберзайм-Липецк» и протокол заседания контрольной комиссии для размещения на сайте СРО «Содействие».

4) секретарю контрольной комиссии направить материалы плановой проверки на рассмотрение дисциплинарной комиссии.РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ: ЗА – 6; ПРОТИВ – 0; ВОЗДЕРЖАЛИСЬ – 0

             РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО ЕДИНОГЛАСНО.

Заместитель председателя Контрольного комитета __________________ Тихонов М.В.

Секретарь Контрольного комитета                           ___________________ Валиева Д.С.