Протокол № 15
заседания дисциплинарной комиссии Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Содействие»

г. Смоленск                                                                                              05 ноября 2014 г.

Заседание дисциплинарной комиссии в форме очного голосования проведено в 10 час. 00 мин. (время московское) по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 9, офис 301.

Присутствовали:

Н.С. Плетюхова – Председатель комиссии

Э.В. Серкова – член комиссии

Д.С. Панченко – член комиссии

Приглашены:

Директор партнерства М. Овчиян

Консультанты, курирующие кооперативы, дела о дисциплинарных нарушениях которых выносятся на рассмотрение комиссии:

Кирпиченкова Т.В.

Председательствует на собрании Н.С. Плетюхова

Ведение протокола поручено Э.В. Серковой

 

Повестка дня:

 

О результатах рассмотрения дисциплинарных нарушений, выявленных при проверке инспекцией по Тюменской области Уральской межрегиональной инспекции Главной инспекции Банка России участвующих в СРО «Содействие»:

 

- КПК «Капитал плюс» (ОГРН 1114501005783, ИНН 4501169710), расположенного по адресу: 640000, Курганская обл., г. Курган, ул. Володарского д. 65;

- КПК «Семейный капитал» (ОГРН 1114508000342, ИНН 4508009258), расположенного по адресу: 641940, Курганская область, Каргапольский  р-н, р.п.Красный Октябрь, ул. Кооперативная, д. 1.

1. По КПК «КАПИТАЛ ПЛЮС»

Слушали:

Директора СРО М. Овчияна, сообщившего, что из акта проверки КПК «Капитал плюс», проведенной инспекцией по Тюменской области Уральской межрегиональной инспекции Главной инспекции Банка России, зафиксированы следующие допущенные кооперативом нарушения:

1.1. Установлены признаки нарушения пп.1, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ в части неисполнения обязанности провести идентификацию «до приема на обслуживание».

Выборочной проверкой установлено, что некоторые договора займа были предоставлены до приема заемщиков в пайщики кооператива и до их анкетирования в целях идентификации.

Данный факт указывает не только на нарушение пп.1, п.1, ст. 7 Закона № 115-ФЗ, но и ограничения, установленные п. п.6, п.1 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ, а также п. 1, ст. 166 ГК РФ.

Предписание:

Указать на недопустимость подобного рода нарушений.

1.2. В 30-дневный срок переоформить все ранее заключенные договора, содержащие подобные нарушения и срок действия которых не истек с даты фактического приема пайщиков в кооператив (внесения о них сведений в реестр пайщиков кооператива п.3, ст. 11 Закона № 190-ФЗ).

1.3. Во всех анкетах, заполняемых пайщиками при вступлении, отсутствовали сведения о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и поля для фиксации сведений об этих лицах и обоснования о присвоении уровня риска.

1.4. Во всех проверенных анкетах отсутствовали сведения о наличии (отсутствии) миграционной карты.

1.5. В ходе проверки установлено, что в некоторых проверенных анкетах отсутствуют сведения о гражданстве и ИНН идентифицируемых лиц.

Предписание:

При идентификации пайщиков применять обновленную форму анкеты (приложение 8 к ПВК) с заполнением всех предусмотренных полей.

Заполнять в анкете все поля, касающиеся идентификационных данных о пайщике, его представителе и выгодоприобретателе, а в случае, если идентифицируется пайщик – юридическое лицо – вносить в анкету данные о его бенефициарных владельцах. В случае, если все эти лица являются резидентами РФ, в полях анкеты, предусмотренных для отражения сведений об иностранных гражданах, лицах без гражданства, равно как и ИПДЛ. РПДЛ и иной не актуальной доля идентифицируемого лица информации, следует проставлять отметку «нет» или «отсутствует».

Заполнять сведения о гражданстве идентифицируемых лиц в соответствующем поле анкеты, проставляя, соответственно «РФ» или «Россия», если идентифицируемые лица являются гражданами РФ, наименование иной страны, если они являются иностранными гражданами или «без гражданства» если идентифицируются лица, не имеющие гражданства. Указанные сведения вносятся в поле «гражданство» безотносительно к тому, что информация о гражданстве может быть определена и ниже указываемых «Реквизитов документа, удостоверяющего личность».

При наличии у идентифицируемого лица ИНН, его следует отразить в соответствующем поле формы фиксирования  сведений.

1.6. В анкете пайщика Федоровой отсутствовали сведения об уровне риска.

Предписание:

Отражать в анкете сведения о регулярном или повышенном уровне риска всех идентифицируемых лиц, отмечая соответствующие поля. При этом всем пайщикам, участвующим в кооперативе менее одного года, присваивается повышенный уровень риска, с обновлением идентификационной информации о нем и связанных с ним лицах один раз в шесть месяцев. Идентификационные сведения о лицах, характеризующихся регулярным уровнем риска, обновляются ежегодно.

1.7. В досье пайщиков … отсутствовала анкета, т.е. их идентификация не проводилась.

Предписание:

Указать на недопустимость манкирования процедурой идентификации пайщиков и связанных с ними лиц и предписано сформировать анкеты на лиц, которые не были своевременно идентифицированы. Идентифицируемые сведения фиксировать на бумажном или электронном носителе.  

1.8. В досье пайщиков физических лиц отсутствовали документы, подтверждающие проведение кооперативом проверки достоверности паспортов физических лиц.

Предписание:

Указать, что проверка достоверности паспортов и иных документов, удостоверяющих личность пайщика, является не только непреложным элементом режима ПОД/ФТ, но и осуществляемой кооперативом кредитной политики, обеспечивающей надежность размещения займов и финансовую устойчивость кооператива в целом.

В целях подтверждения факта проверки идентификационных сведений в соответствующем поле формы фиксирования сведений отражать информацию о дате и сотруднике, проводившем проверку.

1.9. Сведения о финансовом положении пайщика и его трудовой деятельности кооператив начал фиксировать только с сентября 2014 г. в форме «заявления о выдаче займа для физических лиц».     

Предписание:

В целях соблюдения установленного ПВК объема идентификационных сведений заполнять в анкете сведения о целях участия в финансовой взаимопомощи, финансовом положении и деловой репутации пайщиков, действующих в статусе индивидуального предпринимателя.

1.10. Обновление идентификационных сведений и пересмотр уровня риска должно было быть произведено не позднее 10.06.2014 – через год после вступления в силу закона № 134-ФЗ. На самом деле в отношении ряда пайщиков такое обновлении не производилось.

Предписание:

В течение 30 дней необходимо провести повторную идентификацию и присвоение уровня риска в отношении выявленных проверкой и иных пайщиков, сохраняющих членство в Кооперативе. В дальнейшем придерживаться установленного режима идентификации дважды в год всех пайщиков в течение первого года их членства в кооперативе, когда они характеризуется повышенным уровнем риска и раз в год в отношении пайщиков, которым присвоен регулярный уровень риска. 

1.11. Вывод о формальном отношении СДЛ к осуществлению мероприятий в целях ПОД/ФТ.

Предписание:

Устранить все выявленные замечания по соблюдению установленных ПВК процедур и программ внутреннего контроля. Отражать в регулярной отчетности все проведенные мероприятия в целях ПОД/ФТ (например, о количестве идентифицируемых лиц, первичной и повторной идентификации, перемене уровня риска и пр.).

Заключение дисциплинарной комиссии:

По факту установленных нарушений применить меру дисциплинарного воздействия в форме предупреждения с публичным оповещением об этом. Оповестить участвующие в СРО кредитные кооперативы о решении дисциплинарной комиссии посредством адресной рассылки и публикации на сайте СРО.    

2. По КПК «Семейный капитал»

Слушали директора СРО «Содействие» Овчияна М.Р., прокомментировавшего выводы, сделанные рабочей группой по результатам проверки. М. Овчиян отметил, что все выводы носят объективный и непредвзятый характер, сделаны по фактически допущенным нарушениям. В свою очередь, эти нарушения связаны с формальным отношением к соблюдению режимов внутреннего контроля и смежного законодательства.

По существу установленных комиссией нарушений, М.Овчиян сообщил:

2.1. Анкетирование клиентов в КПК «Семейный капитал» ведется с 24.06.2011 г. …Оценка степени риска … не фиксируется … Все вступившие клиенты имеют низкий уровень риска…

Нарушение связано с произвольным совмещением руководителем кооператива уровня риска в целях ПОД/ФТ с кредитным риском, что свидетельствует о формальном отношении к законодательству ПОД/ФТ.

Предписание:

- Присваивать и пересматривать уровень риска вновь вступающим и действующим пайщикам в режиме, установленном программой оценки риска в зависимости от периода членства пайщика в кооперативе, но не от уровня обеспечения исполнения им обязательств по предоставленному займу. Привести в соответствие квалификации уровня риска активных пайщиков, присвоив всем пайщикам, состоящим в кооперативе менее года, повышенный уровень риска.

- Создавать условия, стимулирующие пайщика к сохранению членства в кооперативе и после погашения предоставленного ему займа средствами материнского (семейного) капитала (предлагая иные кредитные и сберегательные продукты), как это установлено стандартом СРО «Базовые параметры деятельности кредитных кооперативов, специализирующихся на предоставлении займов для приобретения или строительства жилого помещения пайщикам, имеющим детей и располагающим Государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал, либо правом на его получение».

2.2. В ходе проверки анкет пайщиков установлено, что не во всех анкетах заполнены сведения о месте рождения, и не во всех досье содержатся копии паспортов.  

Предписание:

- Устранить выявленные нарушения и в дальнейшем заполнять в анкете все поля, касающиеся идентификационных данных о пайщике, его представителе и выгодоприобретателе, а в случае, если идентифицируется пайщик – юридическое лицо – вносить в анкету данные о его бенефициарных владельцах. В случае, если все эти лица являются резидентами РФ, в полях анкеты, предусмотренных для отражения сведений об иностранных гражданах, лицах без гражданства, равно как и ИПДЛ. РПДЛ и иной не актуальной доля идентифицируемого лица информации, следует проставлять отметку «нет» или «отсутствует».

- Заполнять сведения о гражданстве идентифицируемых лиц в соответствующем поле анкеты, проставляя, соответственно «РФ» или «Россия», если идентифицируемые лица являются гражданами РФ, наименование иной страны, если они являются иностранными гражданами или «без гражданства» если идентифицируются лица, не имеющие гражданства. Указанные сведения вносятся в поле «гражданство» безотносительно к тому, что информация о гражданстве может быть определена и ниже указываемых «Реквизитов документа, удостоверяющего личность».

При наличии у идентифицируемого лица ИНН, его следует отразить в соответствующем поле формы фиксирования  сведений.

 2.3. В ходе выборочной проверки выявлена недействительность паспортов некоторых пайщиков, принятых в кооператив и получивших займы из фонда финансовой взаимопомощи. 

   Указано на недопустимость пренебрежения обязанностью проверять достоверность паспортов и иных документов, удостоверяющих личность пайщиков и связанных с ними лиц при приеме в кооператив и при оформлении их участия в финансовой взаимопомощи. Помимо прямого нарушения режима ПОД/ФТ, такая халатность создает угрозу невозврата займов и потери финансовой стабильности кооператива.

Предписание:

- Проверять достоверность паспортов и иных документов, удостоверяющих личность пайщиков через доступные информационные сервисы УФМС, а также иные информационные ресурсы (БКИ).            

2.4. Выявленные рабочей группой схемы предоставления займов, погашаемых материнским (семейным) капиталом носят признаки необычных сделок.

Указано на недопустимость снятия директором кооператива Т.А. Халезиной перечисленных пайщику заемных средств с его расчетного счета с последующим размещением этих средств в кооперативе в форме личных сбережений пайщика, свидетельствующим о прямом нарушении законодательства о государственной поддержки семей, имеющих детей.

То обстоятельство, что фактически средства займа не направлялись на цели «улучшения жилищных условий», а размещались в кооперативе в форме личных сбережений, свидетельствует о нецелевом использовании средств государственной поддержки и нарушении установленных законодательством режима получения и распоряжения средствами материнского капитала.

Предписание:

2.4.1. Незамедлительно прекратить подобную практику предоставления пайщикам займов для улучшения жилищных условий с последующим погашением средствами материнского (семейного) капитала.

2.4.2. Придерживаться процедуры оценки заявок предоставления займов и контроля их целевого использования, установленной введенным в СРО стандартом «Базовые параметры деятельности кредитных кооперативов, специализирующихся на предоставлении займов для приобретения или строительства жилого помещения пайщикам, имеющим детей и располагающим Государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал либо правом на его получение» (утвержден решением Правления 3 сентября 2014 г., Протокол № 12)».

2.4.3. В связи с тем, что пайщики, привлекающие займы на приобретение или строительство жилых помещений, являются участниками «федеральных, региональных программ … направленных на обеспечение жильем, либо на улучшение жилищных условий», что соответствует коду 3506 «Критериев и признаков необычных сделок», тщательно оценивать как личность пайщика – заемщика, уровень его платежеспособности, так и качества намечаемого к приобретению жилья, а при возникновении сомнений в реалистичности кредитной заявки или добросовестности пайщика, осуществлять контрольные проводить мероприятия, предусмотренные программой выявления операций и документального фиксирования информации, предусмотренные ПВК.

2.5. Нарушение программы подготовки и обучения кадров.

Выявленное рабочей группой не соблюдение установленных законодательством сроков прохождения целевого инструктажа объективно. Директору кооператива предписано впредь соблюдать сроки повышения уровня знаний и целевого инструктажа (для вновь принимаемых сотрудников), установленные п. 12 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Заключение дисциплинарной комиссии:

По факту установленных нарушений применить меру дисциплинарного воздействия в форме предупреждения с публичным оповещением об этом. Оповестить участвующие в СРО кредитные кооперативы о решении дисциплинарной комиссии посредством адресной рассылки и публикации на сайте СРО.    

 

Председатель комиссии
Н.С. Плетюхова

Секретарь
Э.В. Серкова

Скачать: