О проекте изменений в Федеральный закон «О кредитных историях»

Направляю предложения и замечания СРО «Содействие» к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и главу 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» и пояснительной записки.

  1. Комментарии к перечню лиц, попадающих под действие Закона. В Проекте Закона упоминается достаточно широкий круг лиц, попадающих под его действие, однако, несмотря включение сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и лизинговых компаний к источникам формирования кредитных историй, для которых передача данных является обязательной, Проект обходит стороной ломбарды.

Очевидно, поправки направлены на профилактику риска избыточной долговой нагрузки. Обращение граждан к услугам ломбардов может свидетельствовать об уже испытываемом ими высоком уровне долговой нагрузки. Не случайно, реклама ломбардов использует в качестве основного аргумента не обязательность наличия у клиента благоприятной кредитной истории. По состоянию на 19.03.2019 в государственном реестре ломбардов числилось 10573 организации, что превышает общее число остальных участников финансового рынка.

В связи с изложенным, прошу рассмотреть возможность включения ломбардов в п. 2ст. 2, п. 6 ст. 3, а такжев п. 3 ст. 5 Закона.

  1. Комментарии к определению и расчету долговой нагрузки.

Инициатива Банка России по расчету долговой нагрузки субъектов кредитной истории своевременна и оправдана. Но само определение, вводимое п. 5 ст. 3 Проекта Закона дано слишком размыто. П. 16 ст. 3 Проекта Закона вводит определение «Совокупная долговая (платежная) нагрузка» (ССДПН) и не совсем понятно, каким образом оно отличается от определения, приведенного в п. 5 той же статьи. Исходя из смысла предлагаемых изменений, СДПН формируется хотя бы одним квалифицированным бюро кредитных историй (КБКИ) в результате налаженного информационного обмена с другими КБКИ и передается пользователю кредитных историй напрямую либо через бюро кредитных историй (БКИ), заключившее соответствующий договор с КБКИ.

Представляется, что  определения, СДПН и ССДПН логично объединить и закрепить порядок и (или) методику расчета СДПН в Проекте Закона. 

  1. Комментарии к содержанию основной части кредитной истории
    1. Предлагаю дополнить определенные законом сведения о субъекте кредитной истории его телефоном (телефонами) и адресом (адресами) электронной почты.
    2. В отношении сведений о созаемщиках, полагаю, что в связи с правовой неопределенностью этого статуса, возникнут коллизии, что приведет к искажению сведений в кредитных историях. 
    3. Проект Закона оговаривает передачу среднемесячного платежа по договору займа (кредита), но порядок расчета такого платежа определен только в отношении ипотечных займов.
    4. Представляется избыточной информация об обременении и страховании залога, представляемая совместно со сведениями о залоге. Включение такой информации  в состав кредитной истории никак не повлияет на оценку кредитоспособности субъекта кредитной истории и (или) на его СДПН.

Предлагаю исключить обязанность предоставления этих сведений, равно как и сведений о суммах и датах действия договоров страхования и жизни и (или) здоровья.