Ответ Банка России на наше письмо О применении некоторых положений законодательства по ПОД/ФТ кредитными кооперативами и микрофинансовыми организациями

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Главное управление по Центральному федеральному
округу Отделение по Смоленской области
1037700013020 214000, г. Смоленск, ул. Б. Советская, 41/18
Некоммерческое партнерство
«Саморегулируемая организация кредитных кооперативов
«Содействие»
Директору М.Р.Овчияну
ул. Октябрьской революции, д.9, оф. 301, г. Смоленск, 214000

от 30.10.2015 № Т166-71-14-12/10621

О рассмотрении обращения

Уважаемый Марат Ригоевич!

Отделение по Смоленской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, рассмотрев по поручению Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Ваш запрос от 05.10.2015 № 1268 «О применении некоторых положений законодательства по ПОД/ФТ кредитными кооперативами и микрофинансовыми организациями», сообщает следующее.

Федеральный закон от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон) не наделяет Банк России и его структурные подразделения давать толкования по вопросам его применения. Вместе с тем, считаем возможным высказать мнение Отделения Смоленск, которое не является официальным толкованием Федерального закона.

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона документы, содержащие сведения, указанные в седьмой статье, и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

Таким образом, Федеральным законом установлен минимальный срок хранения указанных документов и сведений - пять лет со дня прекращения отношений с клиентом. Более длительный срок по усмотрению организаций может быть закреплен во внутренних документах организации.

2. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ).

Исходя из статьи 5 Федерального закона, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях Федерального закона относятся, в том числе, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации (далее - НФО).

Учитывая тот факт, что Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в частности, глава 3 «Программа идентификации») и от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) дохедов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» специальным образом не регулируют ситуацию, изложенную в вопросе, Вам следует учитывать вышеуказанные положения Федерального закона.

Дополнительно отмечаем, что при разработке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее - ПВК) НФО самостоятельно определяют процедуры, необходимые для реализации ПВК в целях выполнения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области ПОД/ФТ, с учетом специфики, присущей каждой НФО, обусловленной рядом факторов: видом деятельности, клиентской базой, способами взаимодействия с клиентами и т.д. При этом следует принять во внимание риски, которые могут возникнуть в случае принятия НФО решения о не включении в ПВК положений пункта 1.2 статьи 7 Федерального закона.

3. Как следует из Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

При направлении в уполномоченный орган сообщения о сделке с недвижимым имуществом следует исходить из того, что одним из квалификационных признаков сделки с недвижимым имуществом для отнесения ее к операциям, подлежащим обязательному контролю, является результат такой сделки, а именно, состоявшийся переход права собственности на недвижимое имущество. Обязанность по представлению сведений о сделке с недвижимым имуществом возникает со дня регистрации права собственности на недвижимое имущество как результат сделки с недвижимым имуществом.

4. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию ПВК.

В соответствии с положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации назначение на должность является основанием для заключения трудового договора между работником и работодателем.
Полагаем, отсутствие трудовых отношений между организацией и специальным должностным лицом не подтверждает наличие у НФО назначенного специального должностного лица.
Кроме того, при возложении функций специального должностного лица на лицо, не состоящим с НФО в трудовых отношениях, НФО будут нарушены требования абзаца 4 статьи 4 и пункта 6 статьи 7 Федерального закона в части запрета на информирование иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ.

5. Под опытом работы в сфере ПОД/ФТ следует понимать фактическое исполнение лицом должностных обязанностей в сфере ПОД/ФТ, либо обязанностей, косвенно связанных с ПОД/ФТ, подтверждаемое внутренними документами организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (например, трудовым соглашением (договором), должностной инструкцией, внутренним распорядительным актом организации, подтверждающим назначение лица на должность).

В случае, указанном в обращении, полагаем достаточным исполнение руководителем НФО обязанностей, связанных с ПОД/ФТ, для подтверждения опыта работы в сфере ПОД/ФТ.

6. Решение данного вопроса выходит за рамки полномочий Банка России. В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации разработка и принятие локальных нормативных актов относится к компетенции работодателей.

Заместитель управляющего
Ю.В. Гоев