Письмо Заместителю начальника Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности об условии списания задолженности по просроченным займам за счет резерва

Исх. № 968 от 22.06.2016 г.

Об условии списания задолженности

по просроченным займам за счет резерва.

Заместителю начальника Главного управления

рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности

А.М. Медведеву

Уважаемый Андрей Михайлович.

Пунктом 7 Указания Банка России от 14.07.2014 N 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» установлены следующие основания списания с баланса кредитного кооператива просроченной задолженности по займам за счет сформированного резерва:  

  • Если кредитным кооперативом были предприняты необходимые юридические и фактические действия по взысканию задолженности, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев либо договора займа, и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по займу, при наличии актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании задолженности по займу за счет сформированных под нее резервов, либо документов, доказывающих невозможность взыскания задолженности по займу;
  •  При неисполнении заемщиком обязательств по договору займа в течение не менее одного года до даты принятия решения о списании безнадежной задолженности по займу.

На практике возникает неопределенность относительно характера этих условий – являются ли они взаимодополняющими или могут применяться самостоятельно, в зависимости от наличия тех или иных обстоятельств? Исходя из сложившихся обычаев оборота, эти условия представляются самостоятельными и равноценными. Такой вывод подтверждается следующим:

  1. Процедура истребования проблемной задолженности,  включающая досудебный порядок урегулирования, судебный процесс, исполнительские действия, гораздо  более продолжительны, чем годичный срок после возникновения просрочки и начала формирования резерва до принятия решения о списании займа.   

Например, п. 2. ст. 14 Закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», устанавливает минимальный тридцатидневный срок направлению просрочившему заемщику уведомления с требованием о досрочном возврате займа. При этом закон предусматривает «разумный» сроке, в течение которого такое требование должно быть исполнено. Если основания требовать досрочного возврата возникают при продолжительности просрочки в 60 дней, то только продолжительность процесса досудебного урегулирования претензий займет 60 дней (общая продолжительность просрочки) + 30 дней (срок направления уведомления) + 30 дней (разумный срок исполнения требования о досрочном погашении займа), т.е, как минимум четыре месяца. Далее, в соответствии с  п.1, ст. 154 ГПК, дело о взыскании долга рассматривается мировым судом в течение 1 месяца, а гражданским – в течение двух месяцев. Далее, в соответствии с п.2, ст. 324 ГПК в течение месяца судебное решение может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции, а апелляционный суд, как установлено п. 1, ст. 322 ГПК, рассматривает дело в двухмесячный срок.

Таким образом, только процесс судебного истребования долга может занять еще пять месяцев. В совокупности, от даты возникновения просрочки до вступления в силу судебного решения о взыскании просроченной задолженности пройдет как минимум девять месяцев и это без учета подготовительных процедур. Как установлено, п.1, ст. 21  Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», «исполнительные листы … могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Следовательно, для получения акта уполномоченного государственного органа – ФССП о невозможности взыскания просроченной задолженности должно пройти существенно больше времени, чем один год, со дня возникновения просрочки, при котором «списание с баланса кредитного кооператива безнадежной задолженности по займу является обоснованным».

  1. Нормативы отчислений в резерв в зависимости от сроков старения просрочек в погашении, приведенные в приложении к Указанию № 3322-У обеспечивают уже формирование резерва в размере 100% от проблемной задолженности, в погашении  которых допущены просрочки сроком 360 дней и выше. Таким образом уже через год после начала формирования резерва по проблемному займу (после завершения переходного периода, установленного п. 9 Указания № 3322-У), кооператив должен располагать достаточным объемом зарезервированных средств для списания проблемной задолженности  для дальнейшего наблюдения за балансом.  
  2. По своему экономическому смыслу порядок резервирования и списания за баланс просроченной проблемной задолженности соответствует принципам обесценения финансовых активов, установленных стандартами МСФО, в частности (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации», IFRS 9 «Финансовые инструменты», (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», Как сами эти стандарты, на к разработанный на их основе проект Положения Банка России «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета обесценения финансовых активов некредитными финансовыми организациями» устанавливают необходимость текущего учета резерва, их оценки и отражении в бухгалтерском учете по состоянию на конец каждого отчетного периода. Адекватное раскрытие информации о состоянии дебиторской задолженности впрямую зависит от частоты списания проблемных долгов за счет сформированных резервов. С этой точки зрения установленное  Указанием № 3322-У признание обоснованным списание просроченной задолженности за счет сформированного резерва через год после возникновения просрочки представляется более логичным, соответствующим вводимым стандартам бухгалтерского учета и ускоренной динамике изменений в структуре обслуживаемого кооперативами портфеля займов.

Учитывая приведенные доводы, прошу подтвердить что условия п. 7 Указания № 3322-У устанавливающие основания для списания с баланса безнадежной задолженности по займу являются самостоятельными и могут применяться кооперативами в зависимости от наличия того или иного обстоятельств. Т.е решение о списании  за баланс просроченной (безнадежной) задолженности по займу может быть принято либо  после осуществления предусмотренных законом процедур по взысканию просроченного долга и и получении актов уполномоченных государственных органов о невозможности такого взыскания, либо через год после возникновения длящихся просрочек в погашении, в течение которого был сформирован резерв, достаточный для списания проблемной задолженности за баланс.   

Ваше разъяснение необходимо для включения в типовую учетную политику кредитного кооператива, разрабатываемого СРО «Содействие» в качестве элемента отраслевого стандарта в соответствии с п.2, ст. 22 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»  и п. 3.2.4 Базового стандарта корпоративного управления, предусмотренного Указанием Банка России № 4027-У в соответствии с главой 4 Проектируемого положения Банка России «Отраслевой стандарт. Учетная политика некредитных финансовых организаций».

С уважением,

М. Овчиян