АКТ

осмотра материалов рекламного характера

 Некоммерческая организация Кредитный потребительский кооператив граждан "ЭМФС"

реестр № 72 от 23.06.2011  (ИНН 2634061656  , ОГРН1042600280436 ),

размещенных  в печатной продукции и  на сайте

07.02.2019                                                                                                      г. Смоленск

Во исполнение приказа директора СРО «Содействие» от 09.01.2019г. №3, Контрольной комиссией в составе:

Председателя Т.В. Кирпиченковой

и членов:

Н.В. Тарасовой, А.В. Степченкова

при участии консультанта Белоглазкиной Марины Николаевна и консультанта Беловой Марины Михайловны, курирующего обследуемую организацию Некоммерческая организация Кредитный потребительский кооператив граждан "ЭМФС" ИНН 2634061656  , ОГРН1042600280436, зарегистрированного по адресу: 355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 421А, 201 (фактически находящегося по адресу: 355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 421А, 201), учтенного в реестре членов ассоциации за № 72), проведена проверка рекламных материалов.

Целью проведения проверки рекламных материалов является оценка: 

Соблюдения кредитным потребительским кооперативом требований к содержанию материалов рекламного характера, Закона № 38-ФЗ «О рекламе», п. 4 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 6, ст. 7 Закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»,   «Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке» (утвержден Банком России (Протокол N КФНП-26 от 27.07.2017) СРО «Содействие», «Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы» (утв. Банком России от 14 декабря 2017 года).

Осмотр проводился по адресу: 214000,г.Смоленск,ул.Октябрьской революции,9 офис 301, осмотр начат 07.02.2019г. в 10 часов 25 минут, осмотр окончен в 11 часов 40 минут путем выполнением входа на главную страницу Сайта по адресу :  https://microfinanse.com/ , путем прочтения рекламных материалов.

Осмотр проводился с целью проверки материалов рекламного характера для контроля содержания и оценки доступности изложения и восприятия публикуемых материалов, соответствия законодательству и базовым стандартам.

Осмотр проводился путем последовательных переходов на страницы сайта, отражаемые в настоящем акте. В случае необходимости фиксации значимых особенностей информации, отображаемой на страницах Сайта, она выводилась на печать и приобщалась к акту.

В ходе осмотра установлено:

1. В заголовке страницы сайта КПКГ «ЭМФС» отсутствует индивидуализация кооператива - указано название Микрофинанс, не имеющее на данный момент отношения к кооперативу, так же в лифлете, предоставленным кооперативом, указано наименование «ЭМФС кредитный союз». (содержимое страницы выведено на печать, приложении 1, стр.1,3). В ходе анализа сайта в тексте страниц встречается старое название НО КПКГ «Микрофинанс». Это нарушает следующие нормы:

Часть 1, ст. 28, Закона № 38-ФЗ «О рекламе»: «Реклама ….финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование … лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование…)».

Пункт 1, ст. 54 ГК РФ, устанавливающий, что наименование юридического лица «должно содержать указание на его организационно-правовую форму», а «наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Часть 6 ст. 7 Закона № 190-ФЗ установившей, что «наименование потребительского кооператива…должно содержать словосочетание «кредитный потребительский кооператив».

В силу ч. 2 ст. 6 «Базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы»1 информация рекламного характера должна быть оформлена таким образом, чтобы не злоупотреблять доверием получателей финансовой услуги и (или) не эксплуатировать недостаток у получателя финансовой услуги опыта и знаний.

Реклама, в которой отсутствует полное наименование кредитного потребительского кооператива граждан, раскрывающего информацию о характере осуществляемой в форме организации финансовой взаимопомощи между пайщиками – физическими лицами,  может быть квалифицировано, как реклама «в которой отсутствует часть существенной информации…» … искажающей смысл информации и вводящей в заблуждение потребителя, что запрещено  ч.7. ст. 5 Закона № 38-ФЗ.    

Следуя правилу указания фирменного наименования юридических лиц, данному в абз. 2 п. 3 ст. 4 ст. 1473 ГК РФ, в наименовании кредитного кооператива не следует указывать аббревиатуры, отражающие его организационно правовую форму. Поэтому словосочетание «кредитный потребительский кооператив следует указывать полностью».

Кооперативу предписано:

Указать полное наименование : Некоммерческая организация Кредитный потребительский кооператив граждан "ЭМФС". Исправить в тексте страниц сайта старое название на актуальное на сегодняшний момент.

2. На сайте КПКГ «ЭМФС» отсутствует информация о дате приема и номере в реестре членов СРО «Содействие» в состав которой он принят 23.06.2011 за № 72.

 Это нарушает норму ч. 14, ст. 28 Закона № 38-ФЗ, «Если оказание .. финансовых услуг .. может осуществляться только лицами, … являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг … не соответствующими таким требованиям, не допускается».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3, Базового стандарта защиты прав, кооператив обязан раскрывать следующую информацию о членстве в саморегулируемой организации (включая информацию о дате приема в члены саморегулируемой организации), об исключении из саморегулируемой организации (включая информацию о дате исключения из саморегулируемой организации).

Кооперативу предписано:

Указать информацию о членстве в СРО «Содействие», номер в реестре и дату вступления.

3. Предлагая свои услуги в разделе Сбережения  Кооператив указывает ставку 14 % годовых. Эта ставка превышает ключевую ставку Банка России, увеличенную в 1,8 раза. (содержимое страницы выведено на печать, приложении 1, стр.2)

Это нарушает:

 п. 3.8.2 «Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке»2 «о размере платы (процентов, компенсации) за использование привлеченных денежных средств…. При этом максимальный размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) с учетом всех выплат, причитающихся по договору передачи личных сбережений, не может превышать 1,8 (одну целую восемь десятых) ключевой ставки, установленной Банком России на дату заключения договора передачи личных сбережений».

Кооперативу предписано:

Прекратить нарушение ограничения предельной ставки по привлеченным средствам, установленного п. 3.8.2 Базового стандарта. Исключить информацию о привлечении сбережений, по ставке 14% годовых, либо указать ставку соответствующую требованиям Базового стандарта.

4. .В предоставленном  КПКГ «ЭМФС» лифлете при перечислении видов займов указано название Материнский капитал. (содержимое страницы выведено на печать, приложении 1, стр.3,4).

Использование такого названия для займа искажает его целевое назначение, «на улучшение жилищных условий», установленное п. 6.1, ст. 7, п. 6, ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и нарушает следующие нормы:

Часть 4 «Порядок предоставления кредитным кооперативом ипотечных займов ( в том числе с их возвратом за счет средств материнского (семейного) капитала» Базового стандарта.

Часть 3 ст. 6 Базового стандарта защиты прав, поскольку посредством «…замалчивания, двусмысленности или преувеличения, может ввести получателя финансовой услуги в заблуждение, в частности, в отношении условий финансовой услуги, которые могут повлиять на выбор получателя финансовой услуги».

Часть 2 ст. 6 Базового стандарт защиты прав в части «злоупотребления доверием получателей финансовой услуги и (или) эксплуатации недостатка у получателя финансовой услуги опыта и знаний».

Часть 1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Базового стандарта защиты прав, поскольку нарушает принцип добросовестности и достоверности рекламы.

Кооперативу предписано:

Исключить из материалов рекламного характера – лифлета название займа, либо поменять на «Ипотечный заем на улучшение жилищных условий, с возможностью погашения средствами материнского капитала; Заем на улучшение жилищных условий, с возможностью погашения средствами материнского капитала»; либо на подходящее для Вас наименование в соответствии с ч.4 Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке».

5. Аналогичная рекламная информация, размещенная на фасаде здания, где расположен офис кооператива,  не может быть квалифицирована как «вывеска». (содержимое страницы выведено на печать, приложении 1, стр.5)

Как разъяснено в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске..

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, колторая … обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота». К такой информации относятся «наименование … организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. 

Ни закон, ни обычаи делового оборота не обязывают кооператив к размещению информации о «материнском капитале» на фасаде здания. Это скорее информации «адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования» и поэтому ее надо привести в соответствие с указанными выше требованиями, предъявляемыми к рекламе.

Кооперативу предписано:

Привести информацию, размещенную на фасаде здания, где расположен офис кооператива в соответствие с указанными выше требованиями, предъявляемыми к рекламе. 

Нарушенная норма

Количество эпизодов

П. 1,7  ст. 5 Закона № 38-ФЗ

1

ч.2  ст.6   Базового стандарта защиты прав

2

ч.3 ст. 6 Базового стандарта защиты прав

1

ч.1 ст. 3 Базового стандарта защиты прав

1

ч.1 ст. 28 Закона №38-ФЗ

1

п. 1 ст.54 ГК

1

ч.6 ст.7 Закона № 190-ФЗ

1

п. 14 ст.28 Закона № 38-ФЗ

1

п.3.8.2 Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке.

1

ч. 4 Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке

1

Приложение : распечатка на 5 листе.

Настоящий акт составлен в 2 экземплярах на 5 листах с приложением на  5 листах.

          Подписи участников осмотра:

Белова М.М.                                            _______________________

куратор кооператива

Белоглазкина М.Н.                                    ________________________

консультант

Результаты проверки рассмотрены и утверждены контрольной комиссией, действующей на основании пп.1, п.1. ст. 25 Закона № 223-ФЗ, устава СРО и положения о контрольной комиссии СРО «Содействие».

Т.В. Кирпиченкова – председатель

подпись подпись

А.В.Степченков

подпись

Н.В. Тарасова

подпись

Обращаем внимание, что единоличный исполнительный орган кредитного кооператива или уполномоченное им лицо в течение 5 дней с момента получения настоящего Акта и предписания (при наличии) знакомится с результатом проверки кооператива и отправляет заверенные Акт и предписание (при наличии) Почтой России (либо через систему ЭДО с электронной цифровой подписью) в СРО «Содействие». Возможные несогласия с отмеченными в актах нарушениями или несоответствиями оговариваются в акте при его подписании. В этом случае проверяемый кооператив прикладывает к акту мониторинга свои возражения и пояснения в произвольной форме (письмо с аргументацией, акт разногласий и пр.), которое становится предметом дополнительного рассмотрения и согласования между кооперативом и СРО.

СРО «Содействие» по истечении 30 дней с даты отправки кооперативу документов проверяет наличие подписанного кооперативом Акта и предписания (при наличии) в досье кооператива. При отсутствии документов контрольная комиссия СРО вправе направить материалы о дисциплинарном нарушении на рассмотрение Дисциплинарной комиссии.

С актом ознакомлен, экземпляр акта получен: «____» ____________ 2019 г.

                                                                                                                (обязательно для заполнения)

Барковский Алексей Валерьевич                                         ______________________                                   

                                                                                                                                   М.П.                         

С выводами, содержащимися в акте, согласен/не согласен                               

                                                              Ненужное зачеркнуть

/Возражения по акту проверки на «____» л. прилагаются/

Председатель кооператива НО КПКГ «ЭМФС»

Барковский Алексей Валерьевич                                                                    ________________________

                                                                                                                                   М.П.


1При  дальнейшем изложении – «Базовый стандарт защиты прав»

2 При дальнейшем изложении – «Базовый стандарт»

Скачать: