АКТ

по результатам проверки Устава кооператива

при вступлении в СРО «Содействие»

КПК «Доверие»

04.03.2019                                                                                                          г. Смоленск

Во исполнение приказа директора СРО «Содействие» от 14.02.2019 г. № 12/У, Контрольной комиссией в составе:

Председателя Т.В. Кирпиченковой

и членов:

Н.В. Тарасовой, А.В. Степченкова

При участии консультанта (Ходунова Елена Николаевна), курирующего обследуемую организацию Кредитный потребительский кооператив «Доверие» (ОГРН 1061901038308, ИНН 1901075959, зарегистрированного по адресу: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 111, офис 208/8 (фактически находящегося по адресу: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 111, офис 208/8), учтенного в реестре членов ассоциации за № 455), проведена проверка Устава кооператива.

Целью проведения проверки является оценка:

  1. Соблюдения кредитным потребительским кооперативом требований законодательства Российской Федерации (включая нормативные правовые акты) и нормативных актов Банка России.
  2. Наличие (отсутствие) в уставе кредитного потребительского кооператива положений, в том числе предусмотренных статьей 8 Федерального закона № 190-ФЗ, анализ и  их содержание на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
  3. Наличие положений устава кредитного потребительского кооператива, определяющие в том числе:
  • порядок и условия приема в члены кредитного потребительского кооператива (пайщики), основания и порядок прекращения членства в кредитном потребительском кооперативе;
  • порядок ведения реестра членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), перечень сведений, включаемых в документы, подтверждающие членство в кредитном потребительском кооперативе;
  • права, обязанности и ответственность членов кредитного кооператива (пайщиков);
  • условия о размере паевых взносов членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), о составе и порядке внесения паевых и иных взносов, об ответственности членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков) за нарушение обязательств по внесению паевых и иных взносов;
  • структуру, количественный состав, порядок создания, срок полномочий и компетенцию органов кредитного потребительского кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также порядок обжалования решений органов кредитного потребительского кооператива;
  • порядок созыва и сроки проведения общего собрания членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), порядок организации подсчета голосов;
  • порядок определения размера и порядок внесения дополнительного взноса для покрытия членами кредитного потребительского кооператива (пайщиками) понесенных кредитным потребительским кооперативом убытков;
  • порядок расчетов с членом кредитного потребительского кооператива (пайщиком) при прекращении его членства в кредитном потребительском кооперативе;
  • порядок распределения доходов кредитного потребительского кооператива и выплат начислений на паевые взносы;
  • наличие в уставе кредитного потребительского кооператива положений относительно разделения полномочий между председателем (председателем правления) кредитного потребительского кооператива и директором (исполнительным директором) кредитного потребительского кооператива и порядка осуществления ими своих функций.

Результаты оценки устава кредитного потребительского кооператива учитываются при осуществлении как мониторинга текущей деятельности кооператива, так и при проведении плановых и внеплановых проверок, осуществляемых  СРО.

Исполнение функции проверки СРО «Содействие» заканчивается следующими юридическими фактами:

  1. Составление протокола контрольной комиссии по обсуждению проверяемого Устава кооператива;
  2. Утверждение акта по итогам проверки Устава кооператива.
  3. При  принятии мер при выявлении нарушений в Уставе:
    • направление проверяемой организации предписания об устранении в разумные сроки выявленных нарушений;

В результате проведенной проверки установлено:

Пункт Устава

Замечания по содержанию Устава

Рекомендации

Раздел 1

Статья 1

Пункт 2

В Уставе оговорено, что число членов Кооператива не может быть менее семи.

Данный пункт допускает нарушение нормы, установленной п. 2, ст.7, гл. 2 и п. 3 ст. 10 Закона № 190-ФЗ, в случае выхода из Кооператива пайщиков – юридических лиц, что может повлечь за собой ликвидацию кооператива по решению суда.

Рекомендуется либо полностью перечислить минимально возможное количество пайщиков, либо исключить данный пункт из Устава, т.к. эта норма оговаривается Законом и подлежит исполнению в обязательном порядке.

Раздел 1

Статья 1

Пункты 4, 7

Устав дублирует общие нормы законодательства о том, что кооператив является юридическим лицом.

Согласно ч. 5 ст. 7 Закона № 190-ФЗ, кредитный кооператив считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Это же устанавливается ч. 8  ст. 51 ГК РФ: «Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр».

Не рекомендуется указывать общие сведения, что «кооператив имеет баланс, счета, печать, штампы и бланки, считается созданным с момента государственной регистрации и пр.». Это общие нормы, определяющие правоспособность любого юридического лица, в т. ч. и кооператива.

Раздел 1

Статья 1

Пункт 10

В Уставе отражено право на создание филиалов, открытие представительств и структурных подразделений Кооператива.

Не стоит оговаривать в уставе право кооператива на открытие филиалов, представительств и структурных подразделений. Это право и так установлено ст. 55 ГК, а указывать их в учредительных документах следует, только если филиалы, представительства и структурные подразделения действительно созданы. В соответствии с изменениями в п. 3, ст. 55 ГК с 01.09.2014г. сведения о филиалах и представительствах должны указываться в ЕГРЮЛ.

Раздел 1

Статья 2

Пункт 10

п. 10 ст. 2 раздела 1 Устава дублирует п. 4 ст. 2 раздела 1 Устава

Рекомендуется убрать один из вышеуказанных пунктов.

Раздел 1

Статья 2

Пункт 4

Подпункт 1

 

Оказание членам кооператива и иным лицам консалтинговых, экспертных, консультационных, юридических и информационных услуг

К чему применять обязывающее Вас условие, исполнение которого невозможно подтвердить.

Рекомендуется:

 исключить подпункт 1  п. 4 ст. 2.

 

Раздел 1

Статья 5

Пункт 2

Подпункт 2

Раздел 1

Статья 6

Пункт 7

Устав оговаривает «Банк России устанавливает дополнительные финансовые нормативы помимо финансовых нормативов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и порядок расчета дополнительных финансовых нормативов»

п. 5 ст. 6 Закона № 190-ФЗ исключена.

Предписывается:

исключить подпункт 2 п. 2 ст. 5, п. 7 ст. 6, т.к. идет отсылка на исключенную статью Закона №190-ФЗ.

Раздел 1

Статья 5

Пункт 2

Подпункт 6

Раздел 1

Статья 5

Пункт 3

Подпункты 4-9

Устав ссылается на ст. 41 Закона № 190-ФЗ.

ст. 41 Закона исключена.

Предписывается:

исключить подпункт 6 п. 2 ст. 5, подпункты 4-9 п. 3 ст. 5, т.к. идет отсылка на исключенную статью Закона №190-ФЗ.

Раздел 2

Статья 8

Пункт 2

Устав оговаривает, что в заявлении о приеме в члены кооператива (пайщики), лицо даёт только письменное обязательство соблюдать Устав и внутренние нормативные документы кооператива

Однако, кроме указанного, при возникновении правоотношений пайщика и Кооператива возможно рассмотреть целесообразность дополнения заявления:

-  подтверждением ознакомления с Уставом;

- согласием на обработку своих персональных данных в целях соблюдения законодательства и обеспечения уставной деятельности Кооператива.

- согласием на предоставление в одно или несколько Бюро кредитных историй информации, а также на получение информации из Бюро кредитных историй;

- согласованным способом обмена извещениями и уведомлениями и реквизиты, по которым Кооператив будет направлять информацию в период членства пайщика в Кооперативе.

Рекомендуется внести изменения в п. 5.3-5.4 ст. 5 Устава, дополнив их положениями о подаче дополнительных сведений совместно с заявлением о вступлении в кооператив.

Примерная редакция перечня сведений, подаваемых совместно с заявлением о вступлении в пайщики приведена в п. 3.2. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

 

Раздел 2

Статья 8

Пункт 4

Устав не оговаривает, какой именно документ, подтверждает членство лица в Кооперативе.

Согласно ч.4 ст.11 Закона № 190-ФЗ документами, подтверждающими членство в кооперативе, являются выдаваемый пайщику документ (членская книжка, книжка пайщика, свидетельство о членстве и т.д.).

 

Рекомендуется уточнить в п. 5.9 ст. 5 Устава, какой именно документ выдаётся пайщику в подтверждение его членства в кооперативе.

Раздел 2

Статья 10

Пункты 1.6, 2.5

Раздел 4

Статья 13

Пункт 3.12

Раздел 4

Статья 15

Пункт 8

Раздел 4

Статья 17

Пункт 5

Абзац 6

Раздел 4

Статья 25

Пункт 1.9

Прямая цитата из Закона № 190-ФЗ «Иные сведения, предусмотренные федеральными законами и уставом кредитного кооператива».

Ссылка в уставе на устав неправильна. Если Вы намерены ввести дополнительные условия, их надо оговорит в уставе.

Раздел 4

Раздел 4 «Управление кооперативом» должен  быть порядковым номером 3.

Рекомендуется исправить порядковую нумерацию раздела.

Раздел 4

Статья 14

Пункт 5

Уставом предусматривается способ публикации информации о проведении общего собрания в СМИ муниципальных образований, на территории которых кооператив осуществляет свою деятельность…, а перечень СМИ, в которых должно быть опубликовано уведомление, утверждаются решением правления кооператива, которым оформлено решение о проведении общего собрания».

Согласно п. 5 ст. 18 Закона № 190-ФЗ «…опубликовано в средствах массовой информации, определенных уставом кредитного кооператива.»

Предписывается:

 определить Уставом конкретное наименование такого средства массовой информации, где может публиковаться уведомление о созыве общего собрания, в противном случае, его придется направлять каждому пайщику заказным письмом или вручать под расписку.

 

Раздел 4

Статья 14

Пункт 10

В нарушение п. 9 ст. 18 Закона № 190-ФЗ не определено конкретно количество членов счетной комиссии.

«… количественный и персональный составы которой утверждаются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков)» и должно быть установлено конкретно, а не в диапазоне.

Предписывается:

в п. 10 ст. 14 установить конкретно количество членов счетной комиссии.

Раздел 4

Статья 15

Пункт 4

В нарушение п.6 ч.1 ст.8 и п.3 ст.19 Закона № 190-ФЗ не определено конкретно количество членов кооператива, от которых избираются уполномоченные и количество уполномоченных, принимающих участие в общем собрании членов кооператива в форме собрания уполномоченных

Количество членов кооператива, от которых избираются уполномоченные и общее число  уполномоченных, принимающих участие в общем собрании членов кооператива в форме собрания уполномоченных должно быть установлено конкретно, а не в диапазоне.

Предписывается:

в п. 4 ст. 15 установить конкретно количество уполномоченных и срок их полномочий.

Раздел 4

Статья 17

Пункт 5

Подпункт 2

Устав относит к функциям правления кооператива ведение Реестра членов кооператива

Учитывая, что Правление кооператива является коллегиальным органом, то по смысловой логике предполагается делегирование (закрепление) данной функции за кем-либо из членов Правления, либо описание процедуры внесения записей в электронный Реестр пайщиков по тексту Устава

Рекомендуется внести изменения в подпункт 2 п. 5 ст. 17 Устава, исключив коллизионные положения.

Примерная редакция описания структуры, количественного состава, порядка создания, сроков полномочий и компетенции органов кооператива, порядка принятия ими решений, приведена в Разделе 9 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива», либо передать право ведения реестра единоличному исполнительному органу по распоряжениям Правления.

Раздел 4

Статья 18

 

В нарушение п.6, ч. 1, ст. 8 Закона № 190-ФЗ, не определен срок полномочий Председателя правления.

Предписывается:

Определить уставом конкретный срок полномочий председателя правления.

Раздел 4

Статья 19

Пункт 2

 

В нарушение п.6 ч.1 ст.8 Закона № 190-ФЗ не определено конкретно количество членов Ревизионной комиссии кооператива.

Предписывается:

в п. 2 ст. 19 установить конкретно количество членов Ревизионной комиссии кооператива.

Раздел 4

Статья 20

Пункт 2

 

В нарушение п.6 ч.1 ст.8 Закона № 190-ФЗ не определено конкретно количество членов Комитета по займам кооператива.

Предписывается:

в п. 2 ст. 20 установить конкретно количество членов Комитета по займам кооператива.

Раздел 4

Статья 21

Пункт 1

Подпункт 1

 

Имущество кооператива формируется за счет паевых и иных взносов

Законодательством не предусмотрены «иные» взносы пайщиков, за исключением членских.

Предписывается:

В пункт 1 исключить  слово «иных» взносов.

Раздел 4

Статья 25

Пункт 2

 

 

«Кооператив хранит документы…»

Следует указать и конкретный срок хранения документов (он различен для кадровых, налоговых, бухгалтерских документов).

При приведении Устава Кредитный потребительский кооператив «Доверие»  в соответствие с действующим законодательством необходимо руководствоваться Методическим пособием «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива», утвержденным решением Правления от 22 июня 2016 года (протокол № 6), расположенном на официальном сайте СРО «Содействие» по ссылке

 http://sro-sodeystvie.ru/info/docum/docum-1609.

Результаты проверки рассмотрены и утверждены контрольной комиссией, действующей на основании пп.1, п.1. ст. 25 Закона № 223-ФЗ, устава СРО и положения о контрольной комиссии СРО «Содействие».

Т.В. Кирпиченкова – председатель

подпись подпись

А.В.Степченков

подпись

Н.В. Тарасова

подпись

Обращаем внимание, что единоличный исполнительный орган кредитного кооператива или уполномоченное им лицо в течение 5 дней с момента получения настоящего Акта и предписания (при наличии) знакомится с результатом проверки кооператива и отправляет заверенные Акт и предписание (при наличии) Почтой России (либо через систему ЭДО с электронной цифровой подписью) в СРО «Содействие». Возможные несогласия с отмеченными в актах нарушениями или несоответствиями оговариваются в акте при его подписании. В этом случае проверяемый кооператив прикладывает к акту мониторинга свои возражения и пояснения в произвольной форме (письмо с аргументацией, акт разногласий и пр.), которое становится предметом дополнительного рассмотрения и согласования между кооперативом и СРО.

СРО «Содействие» по истечении 30 дней с даты отправки кооперативу документов проверяет наличие подписанного кооперативом Акта и предписания (при наличии) в досье кооператива. При отсутствии документов контрольная комиссия СРО вправе направить материалы о дисциплинарном нарушении на рассмотрение Дисциплинарной комиссии.

С актом ознакомлен, экземпляр акта получен: «____» ____________ 2019 г.

                                                                                                                (обязательно для заполнения)

Комарова Галина Александровна                                                           ________________                                    

С выводами, содержащимися в акте, согласен/не согласен                                М.П.

                                                              Ненужное зачеркнуть

/Возражения по акту проверки на «____» л. прилагаются/

Директор КПК «Доверие» Комарова Галина Александровна                                 _______________

                                                                                                                                   М.П.

Скачать: