АКТ

по результатам проверки Устава кооператива

при вступлении в СРО «Содействие»

КПК «Народный капитал»

18.03.2019 г.                                                                                                         г. Смоленск

Во исполнение приказа директора СРО «Содействие» от 05.03.2019 г. № 13/У, Контрольной комиссией в составе:

Председателя Т.В. Кирпиченковой

и членов:

Н.В. Тарасовой, А.В. Степченкова

При участии консультанта (Плетюхова Наталия), курирующего обследуемую организацию Кредитный потребительский кооператив «Народный капитал» (ОГРН 1171690019709, ИНН 1660289655, зарегистрированного по адресу: 421001, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 71А, пом. 1009 (фактически находящегося по адресу: 421001, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 71А, пом. 1009), учтенного в реестре членов ассоциации за № 407), проведена проверка Устава кооператива.

Целью проведения проверки является оценка:

  1. Соблюдения кредитным потребительским кооперативом требований законодательства Российской Федерации (включая нормативные правовые акты) и нормативных актов Банка России.
  2. Наличие (отсутствие) в уставе кредитного потребительского кооператива положений, в том числе предусмотренных статьей 8 Федерального закона № 190-ФЗ, анализ и  их содержание на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
  3. Наличие положений устава кредитного потребительского кооператива, определяющие в том числе:
  • порядок и условия приема в члены кредитного потребительского кооператива (пайщики), основания и порядок прекращения членства в кредитном потребительском кооперативе;
  • порядок ведения реестра членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), перечень сведений, включаемых в документы, подтверждающие членство в кредитном потребительском кооперативе;
  • права, обязанности и ответственность членов кредитного кооператива (пайщиков);
  • условия о размере паевых взносов членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), о составе и порядке внесения паевых и иных взносов, об ответственности членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков) за нарушение обязательств по внесению паевых и иных взносов;
  • структуру, количественный состав, порядок создания, срок полномочий и компетенцию органов кредитного потребительского кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также порядок обжалования решений органов кредитного потребительского кооператива;
  • порядок созыва и сроки проведения общего собрания членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), порядок организации подсчета голосов;
  • порядок определения размера и порядок внесения дополнительного взноса для покрытия членами кредитного потребительского кооператива (пайщиками) понесенных кредитным потребительским кооперативом убытков;
  • порядок расчетов с членом кредитного потребительского кооператива (пайщиком) при прекращении его членства в кредитном потребительском кооперативе;
  • порядок распределения доходов кредитного потребительского кооператива и выплат начислений на паевые взносы;
  • наличие в уставе кредитного потребительского кооператива положений относительно разделения полномочий между председателем (председателем правления) кредитного потребительского кооператива и директором (исполнительным директором) кредитного потребительского кооператива и порядка осуществления ими своих функций.

Результаты оценки устава кредитного потребительского кооператива учитываются при осуществлении как мониторинга текущей деятельности кооператива, так и при проведении плановых и внеплановых проверок, осуществляемых  СРО.

Исполнение функции проверки СРО «Содействие» заканчивается следующими юридическими фактами:

  1. Составление протокола контрольной комиссии по обсуждению проверяемого Устава кооператива;
  2. Утверждение акта по итогам проверки Устава кооператива.
  3. Направление проверяемой организации предписания об устранении в разумные сроки выявленных нарушений при наличии таковых.

В результате проведенной проверки установлено:

Пункт Устава

Замечания по содержанию Устава

Рекомендации

Статья 3

п. 3.2

Устав дублирует общие нормы законодательства о том, что кооператив является юридическим лицом.

Согласно ч. 5 ст. 7 Закона № 190-ФЗ, кредитный кооператив считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Это же устанавливается ч. 8  ст. 51 ГК РФ: «Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр».

Не рекомендуется указывать общие сведения, что «кооператив имеет баланс, печать, считается созданным с момента государственной регистрации и пр.». Это общие нормы, определяющие правоспособность любого юридического лица, в т. ч. и кооператива

Статья 3

п. 3.3

В Уставе оговорено, что число членов кооператива (пайщиков) не может быть менее семи.

Данный пункт допускает нарушение нормы,  установленной п. 2, ст. 7, гл. 2  и п.3 ст.10 Закона № 190-ФЗ, в случае выхода из Кооператива пайщиков - юридических лиц, что может повлечь за собой ликвидацию кооператива по решению суда.

Предписывается либо полностью перечислить минимально возможное количество пайщиков (п.2, ст.7 Закона № 190-ФЗ), либо исключить данный пункт из Устава, т.к. эта норма оговаривается Законом и подлежит исполнению в обязательном порядке.

Статья

3 п. 3.6

Ограничения участия в деятельности Кооператива лиц, не являющихся его членами

Не понятен смысл ограничения, если Кооператив работает только с пайщиками.

Рекомендуется убрать п. 2 ст. 3

Статья

5 п. 5.13

 

В Уставе отражено право на создание филиалов и открытие представительства Кооператива.

 

Не стоит оговаривать в уставе право кооператива на открытие филиалов и представительств. Это право и так установлено ст. 55 ГК, а указывать их в учредительных документах следует, только если филиалы и представительства действительно созданы. В соответствии с изменениями вводимыми в п. 3, ст. 55 ГК с 1.09.2014 г. сведения о филиалах и представительствах должны будут указываться в едином государственном реестре юридических лиц.

 

Статья 6 п. 6.10

Устав оговаривает, что Кооператив обязуется обеспечить меры сохранности денежных средств бюджета ПФ РФ   

Предписывается убрать пункт 6.10 ст. 6 либо изменить формулировку, так как КПК не является агентом ПФ РФ

Статья 8

    Уставом предусмотрен принцип членства по территориальному принципу, однако в нарушение п. 3.13 Базового стандарта корпоративного управления не указан критерий объединения и территориальные пределы

    Необходимо указать три граничащих муниципальных образования, если кооператив осуществляет свою деятельность по принципу локальной территориальной общности (обязательно для кооператива, осуществляющего свою деятельность менее трех лет с момента создания).

Предписывается п. 8.1 и 8.2 Устава привести в соответствие с п. 3.13 Базового стандарта корпоративного управления    

Статья

8 п. 8.3

Устав оговаривает, что совместно с  заявлением о вступлении в Кооператив, лицо даёт письменное обязательство соблюдать Устав и внутренние нормативные документы

Однако, кроме указанного, при возникновении правоотношений пайщика и Кооператива возможно рассмотреть целесообразность дополнения заявления:

-    подтверждением ознакомления с Уставом;

 - согласие на обработку своих персональных данных в целях соблюдения законодательства и обеспечения уставной деятельности Кооператива.

 - ознакомление со сметой доходов и расходов Кооператива, его финансовой отчетностью, отражающей текущий объем обязательств;

- согласие на предоставление в одно или несколько Бюро кредитных историй информации, а также на получение информации из Бюро кредитных историй;

- согласованный способ обмена извещениями и уведомлениями и реквизиты, по которым Кооператив будет направлять информацию в период членства пайщика в Кооперативе.

Предписывается внести изменения в ст.8 п. 8.3 Устава, дополнив его положениями о подаче дополнительных сведений совместно с заявлением о вступлении в Кооператив.

Примерная редакция перечня сведений, подаваемых совместно с заявлением о вступлении в пайщики приведена в п. 3.2. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

 

Статья

8 п. 8.5

Устав не оговаривает, какой именно документ, подтверждает членство лица в Кооперативе. Согласно ч. 4 ст.11 Закона № 190-ФЗ документами, подтверждающими членство в кооперативе, являются выдаваемый пайщику документ (членская книжка, книжка пайщика и т.д.).

 Предписывается уточнить в ст. 8 п.8.5 Устава, какой именно документ выдаётся пайщику в подтверждение его членства в Кооперативе.

Статья

11 п.11.6

Уставом не определена номенклатура других обязанностей пайщика

Предписывается уточнить в ст. 11 п. 11.6 Устава, какие именно другие обязанности несет пайщик кооператива

Статья 11 п. 11.6

Устав содержит прямые цитаты из Закона № 190-ФЗ  «…другие… предусмотренные настоящим уставом…». Ссылка в уставе на устав неправильна. Все положения должны быть конкретизированы и содержаться в Уставе.

Предписывается конкретизировать все положения в Уставе при ссылке на Устав

Статья

13 п.13.1

В Уставе не конкретизированы органы кооператива, так как содержится формулировка «… иные органы, предусмотренные настоящим уставом…»

Ссылка в уставе на устав неправильна. Предписывается конкретизировать органы кооператива

Статья 16

П. 16.5.1

В нарушение ч.4, ст. 18 Закона № 190-ФЗ не предусмотрен конкретный перечень способов направления пайщикам уведомления об Общем собрании и конкретное СМИ, где может публиковаться такое уведомление.

«Иные способы направления уведомления и конкретное СМИ» должны быть указаны в Уставе

Рекомендуется определить уставом конкретные способы направления уведомления и конкретное СМИ, где может публиковаться уведомление о созыве общего собрания.

Статья

16 п.2

Устав устанавливает, что количество членов КПК, от которых избираются уполномоченные, не может быть более 100 человек 

В нарушение ч. 3, ст. 19 Закона № 190-ФЗ, п.5.2.4 Базового стандарта корпоративного управления, внутреннего стандарта СРО «Нормы представительства для избрания уполномоченных собраниями пайщиков части кооператива (кооперативных участков) для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания уполномоченных», не определено конкретное количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный.

Предписывается определить уставом конкретную норму избрания уполномоченных (количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный).

Таблица нормы представительства приведена в п. 9.6 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Статья

19 п. 19.1

В Устав включено коллизионное условие о количественном составе коллегиального исполнительного органа.

Согласно п. 2 ст. 21 Закона № 190-ФЗ решения правления принимаются квалифицированным большинством голосов. Следовательно, если Уставом определено что правление состоит из трех человек, то его заседание будет правомочно при участии  двух членов, а решение могут быть приняты только единогласно. В то же время состав правления из пяти человек упрощает как формирование кворума, так и принятие решений в отсутствие одного или двух членов правления.

Предписывается изменить количественный состав членов Правления Кооператива.

Примерная редакция описания коллегиального органа управления Кооперативом  приведена в п. 9.8. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Статья

19 п.19.5

Устав относит к функциям правления Кооператива ведение Реестра пайщиков.

Учитывая, что Правление кооператива является коллегиальным органом, то по смысловой логике предполагается делегирование (закрепление) данной функции за кем-либо из членов Правления, либо описание процедуры внесения записей в электронный Реестр пайщиков по тексту Устава

Предписывается внести изменения в ст. 17 п. 5 пп. 2 Устава, исключив коллизионные положения.

Примерная редакция описания структуры, количественного состава, порядка создания, сроков полномочий и компетенции органов кооператива, порядка принятия ими решений, приведена в Разделе 9 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива», либо передать право ведения реестра единоличному исполнительному органу по распоряжениям Правления.

 

Устав не содержит, предусмотренный п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ порядок обжалования решений органов кредитного кооператива.

Предписывается оговорить в уставе порядок обжалования решений органов.

Примерная редакция порядка обжалования решений органов кооператива  приведена в п.9.13 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

Ст. 20

П. 1

Имущество кооператива формируется за счет паевых и  иных взносов

Законодательством не предусмотрены «иные» взносы пайщиков, за исключением членских.

Предписывается в ст. 20 п. 1 исключить  выражение «иных взносов»

Ст. 15 п. 3.12

Ст. 19 п. 19.5

Ст. 20 п. 20.3, 20.7

Ст. 21 п. 21.9

Ст. 23 п. 23.10

Ст. 27 п. 27.1

Устав содержит прямые цитаты из Закона № 190-ФЗ  «… определяется настоящим уставом ….», «…иные… предусмотренные настоящим уставом…». Ссылка в уставе на устав неправильна. Все положения должны быть конкретизированы и содержаться в Уставе.

Предписывается конкретизировать все положения в Уставе при ссылке на Устав

При приведении Устава Кредитный потребительский кооператив «Народный капитал»  в соответствие с действующим законодательством необходимо руководствоваться Методическим пособием «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива», утвержденным решением Правления от 22 июня 2016 года (протокол № 6), расположенном на официальном сайте СРО «Содействие» по ссылке http://sro-sodeystvie.ru/info/docum/docum-1609.

Результаты проверки рассмотрены и утверждены контрольной комиссией, действующей на основании пп.1, п.1. ст. 25 Закона № 223-ФЗ, устава СРО и положения о контрольной комиссии СРО «Содействие».

Т.В. Кирпиченкова – председатель

подпись подпись

А.В.Степченков

подпись

Н.В. Тарасова

подпись

Обращаем внимание, что единоличный исполнительный орган кредитного кооператива или уполномоченное им лицо в течение 5 дней с момента получения настоящего Акта и предписания (при наличии) знакомится с результатом проверки кооператива и отправляет заверенные Акт и предписание (при наличии) Почтой России (либо через систему ЭДО с электронной цифровой подписью) в СРО «Содействие». Возможные несогласия с отмеченными в актах нарушениями или несоответствиями оговариваются в акте при его подписании. В этом случае проверяемый кооператив прикладывает к акту мониторинга свои возражения и пояснения в произвольной форме (письмо с аргументацией, акт разногласий и пр.), которое становится предметом дополнительного рассмотрения и согласования между кооперативом и СРО.

СРО «Содействие» по истечении 30 дней с даты отправки кооперативу документов проверяет наличие подписанного кооперативом Акта и предписания (при наличии) в досье кооператива. При отсутствии документов контрольная комиссия СРО вправе направить материалы о дисциплинарном нарушении на рассмотрение Дисциплинарной комиссии.

С актом ознакомлен, экземпляр акта получен: «____» ____________ 2019 г.

                                                                                                                (обязательно для заполнения)

Кулаков Антон Викторович                                                                    ________________                                   

С выводами, содержащимися в акте, согласен/не согласен                                М.П.

                                                              Ненужное зачеркнуть

/Возражения по акту проверки на «____» л. прилагаются/

Преседатель правления КПК «Народный капитал»

Кулаков Антон Викторович                                                                                     _______________

                                                                                                                                   М.П.

Скачать: