АКТ

по результатам проверки Устава кооператива

при вступлении в СРО «Содействие»

КПК «ФинансистЪ»

20 мая 2019 г.                                                                        г. Смоленск

Во исполнение приказа директора СРО «Содействие» № 25/У от 17.05.2019 г., Контрольной комиссией в составе:

Председателя Т.В. Кирпиченковой

и членов:

Н.В. Тарасовой, А.В. Степченкова

При участии консультанта (Столяровой Виктории), курирующего обследуемую организацию Кредитный потребительский кооператив «ФинансистЪ» (ОГРН 1100257000436, ИНН 0257009157, зарегистрированного по адресу: 452450, Республика Башкортостан, Бирский р-н, г. Бирск, ул. Коммунистическая, д. 100 (фактически находящегося по адресу: 452450, Республика Башкортостан, Бирский р-н, г. Бирск, ул. Коммунистическая, д. 100), учтенного в реестре членов ассоциации за № 489), проведена проверка Устава кооператива.

Целью проведения проверки является оценка:

  1. Соблюдения кредитным потребительским кооперативом требований законодательства Российской Федерации (включая нормативные правовые акты) и нормативных актов Банка России.
  2. Наличие (отсутствие) в уставе кредитного потребительского кооператива положений, в том числе предусмотренных статьей 8 Федерального закона № 190-ФЗ, анализ и  их содержание на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
  3. Наличие положений устава кредитного потребительского кооператива, определяющие в том числе:
  • порядок и условия приема в члены кредитного потребительского кооператива (пайщики), основания и порядок прекращения членства в кредитном потребительском кооперативе;
  • порядок ведения реестра членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), перечень сведений, включаемых в документы, подтверждающие членство в кредитном потребительском кооперативе;
  • права, обязанности и ответственность членов кредитного кооператива (пайщиков);
  • условия о размере паевых взносов членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), о составе и порядке внесения паевых и иных взносов, об ответственности членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков) за нарушение обязательств по внесению паевых и иных взносов;
  • структуру, количественный состав, порядок создания, срок полномочий и компетенцию органов кредитного потребительского кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также порядок обжалования решений органов кредитного потребительского кооператива;
  • порядок созыва и сроки проведения общего собрания членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), порядок организации подсчета голосов;
  • порядок определения размера и порядок внесения дополнительного взноса для покрытия членами кредитного потребительского кооператива (пайщиками) понесенных кредитным потребительским кооперативом убытков;
  • порядок расчетов с членом кредитного потребительского кооператива (пайщиком) при прекращении его членства в кредитном потребительском кооперативе;
  • порядок распределения доходов кредитного потребительского кооператива и выплат начислений на паевые взносы;
  • наличие в уставе кредитного потребительского кооператива положений относительно разделения полномочий между председателем (председателем правления) кредитного потребительского кооператива и директором (исполнительным директором) кредитного потребительского кооператива и порядка осуществления ими своих функций.

Результаты оценки устава кредитного потребительского кооператива учитываются при осуществлении как мониторинга текущей деятельности кооператива, так и при проведении плановых и внеплановых проверок, осуществляемых  СРО.

Исполнение функции проверки СРО «Содействие» заканчивается следующими юридическими фактами:

  1. Составление протокола контрольной комиссии по обсуждению проверяемого Устава кооператива;
  2. Утверждение акта по итогам проверки Устава кооператива.
  3. При  принятии мер при выявлении нарушений в Уставе:
    • направление проверяемой организации предписания об устранении в разумные сроки выявленных нарушений;
    • направление материалов проверки в дисциплинарную комиссию, уполномоченную на рассмотрение соответствующих нарушений.

В результате проведенной проверки установлено:

Пункт Устава

Замечания по содержанию Устава

Рекомендации

П. 2.1.

П. 4.1.

… иных денежных средств…

Законодательством не предусмотрены «иные» взносы пайщиков, за исключением членских.

Предписывается изложить

п/п. 6) п. 2.1.;  п. 4.1. Устава в редакции: «…объединения паенакоплений, привлечения от пайщиков личных сбережений и займов, кредитов и займов от лиц, не являющихся пайщиками Кооператива».

П. 3.1.

П. 3.3.

Устав дублирует общие нормы законодательства о том, что кооператив является юридическим лицом.

Согласно ч. 5 ст. 7 Закона № 190-ФЗ, кредитный кооператив считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Это же устанавливается ч. 8  ст. 51 ГК РФ: «Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр».

Не рекомендуется указывать общие сведения, что «кооператив имеет баланс, печать, считается созданным с момента государственной регистрации и пр.». Это общие нормы, определяющие правоспособность любого юридического лица, в т. ч. и кооператива.

П. 3.6.

В Уставе отражено право на создание филиалов и открытие представительства Кооператива.

Не стоит оговаривать в уставе право кооператива на открытие филиалов и представительств. Это право и так установлено ст. 55 ГК, а указывать их в учредительных документах следует, только если филиалы и представительства действительно созданы. В соответствии с изменениями, вводимыми в п. 3, ст. 55 ГК с 01.09.2014 г. сведения о филиалах и представительствах должны будут указываться в едином государственном реестре юридических лиц.

П. 4.1.

П. 4.3.

В Уставе Кооператива цель деятельности состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива. Цель деятельности кооператива, как некоммерческой организации, должна соответствовать общественно-полезным целям.

Не следует определять цель деятельности кооператива, как «организацию финансовой взаимопомощи», «предоставление займов и прием сбережений» и пр. Это средства достижения цели, предмет деятельности, а цель все же определяется более высокими, социально значимыми категориями – «повышением благосостояния пайщиков, расширением их потребительских возможностей, совершенствованием уровня жизни и пр.». 

Оговорка, что «деятельность Кооператива не имеет целью извлечение прибыли» не достаточна и не раскрывает социальную направленность деятельности Кооператива.

Рекомендуется внести изменения в п. 4.1. и п. 4.3.

Примерная редакция определения цели деятельности кредитного кооператива приведена в п.2.4. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

П. 4.4.

Устав оговаривает, что «Кооператив помимо организации финансовой взаимопомощи своих членов может заниматься иными видами деятельности…».

Не стоит писать, что кооператив может осуществлять «иные виды деятельности, разрешенные законодательством».

Во-первых, кооператив существенно ограничен в возможностях осуществления какой-либо иной деятельности п. 1, ст. 6 Закона № 190-ФЗ, а во-вторых, как некоммерческая организация, он может «…осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей», ради которых кооператив создан и соответствующую этим целям». К деятельности такого рода может относиться проведение семинаров, предоставление консультационных, информационных и иных услуг, сопряженных с участием в финансовой взаимопомощи. Но поскольку в любом случае такая деятельность вторична и носит факультативный характер, можно и не оговаривать ее в уставе.

Рекомендуется внести изменения в п. 4.4.

П.  2.4. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива»

П. 6.2.

Дополнить:

- согласием на предоставление в одно или несколько Бюро кредитных историй информации, а также на получение информации из Бюро кредитных историй;

- согласованный способ обмена извещениями и уведомлениями и реквизиты, по которым Кооператив будет направлять информацию в период членства пайщика в Кооперативе.

П. 6.6.

П. 6.7.

Устав содержит не полный перечень сведений, предусмотренный п. 13 ч. 1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ, порядок ведения реестра членов кредитного кооператива (пайщиков).

Сведения о пайщиках вносятся в реестр пайщиков Кооператива, регулярно обновляемый по мере принятия Правлением решений о вновь принятых и исключенных пайщиках. Реестр пайщиков ведется в электронном формате раздельно по действительным пайщикам и пайщикам, прекратившим членство в кооперативе. Сведения о пайщиков систематизируются в реестре по кооперативным участкам. 

В реестр вносятся:

- Реквизиты решения Правления о приеме данного пайщика в Кооператив. 

- Сведения представление совместно с заявлением о приеме в кооператив (сведения из анкеты пайщика),

- Сумма учитываемого за пайщиком паенакопления по результатам последнего начисления кооперативных выплат.

- Иные сведения, необходимые для идентификации пайщика.

- Сведения выданных пайщиком доверенностях, в том числе на представлении его интересов другими пайщиками в общих собраниях  пайщиков, общих собраниях части кооператива (кооперативных участков) по выбору уполномоченных.  

Порядок систематизации сведений, учитываемых в реестре, определяется Правлением.

При прекращении членства пайщика в Кооперативе в реестр вносится соответствующая запись с указанием реквизитов и основания решения Правления о прекращении членства этого пайщика. Сведения о пайщике переводятся в раздел реестра пайщиков, прекративших членство в кооперативе, и учитываются в этом разделе в течение пяти последующих лет.

Рекомендуется дополнить в Уставе порядок ведения реестра членов кредитного кооператива.

Примерная редакция условия о порядке ведения реестра приведена в п. 4.2. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

П. 11.1.

П. 11.5.

В Уставе не оговорено условие внесения вступительного и обязательного паевого взносов до вступления пайщика в Кооператив.

Вступительный и минимальный паевые взносы вносятся до вступления пайщика в кооператив, одновременно с подачей заявления о приеме, либо после получения положительного решения правления, удовлетворившего это заявление.

Рекомендуется  дополнить п.11.1 и п.11.5. условием внесения вступительного и обязательного паевого взносов до вступления пайщика в Кооператив.

П. 6.1. Стандарта СРО «Примерная редакция условия о порядке внесения взносов».

П. 12.1.

Устав закрепляет, что Кооператив имеет в собственности обособленное имущество.

Однако, кооператив обладает собственным имуществом, являющимся общей долевой собственностью всех его пайщиков, формируемым, используемым и распределяемым в режиме, установленным гл. 16 ГК РФ.

Рекомендуется корректно изложить положение Устава о принадлежности имущества.

Примерная редакция положений об имуществе и средствах кооператива приведена в п. 10 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

П. 13.3.3.

В Уставе не совсем корректно отражены резервные фонды, образуемые в кредитном кооперативе.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 8 Закона № 190-ФЗ в Уставе Кооператива должен быть определён порядок формирования и использования фондов, образуемых в кредитном кооперативе.

В Кооперативе могут быть созданы несколько Резервных фондов, которые формируются из части текущих доходов и финансового результата предшествующих периодов, из них основные:

1) Резервный фонд, формируемый в соответствии с законодательством в минимальном размере 5%  от суммы привлеченных от пайщиков средств по состоянию на конец каждого отчетного периода.

Объем резервного фонда ежеквартально соотносится с суммой привлеченных средств, и пополняется или уменьшается с соблюдением установленного законом 5% минимума, либо сохраняется на избыточном уровне.

2) Резервный фонд покрытия убытков от просроченных и списанных займов (резерв на возможные потери по займам), формируется в доле от проблемной задолженности в погашении которой допущены просрочки.

Этот резерв корректируется ежедневно в режиме реального времени и по итогам каждого месяца учитывается в качестве расходной статьи сметы поступлений и расходов, влияющей на уменьшение других направлений сметных расходов рамках установленных лимитов.

Рекомендуется в п. 13.3.3. определить какие именно резервные фонды и в каком объёме созданы в кооперативе.

Примерная редакция положений об имуществе и средствах кооператива приведена в п. 10 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

П. 16.2.

В Уставе оговорено «личные сбережения не являются собственностью кооператива», что не соответствует закону.

Данные  отношения подлежат регулированию нормами параграфа «Заем» гл. 42 ГК РФ. Согласно п.1 ст. 807 «По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи…»

Предписывается привести п.6.12 в соответствие с законодательством.

П. 22.1

Ограничения участия в деятельности Кооператива лиц, не являющихся его членами

Не понятен смысл ограничения, если Кооператив работает только с пайщиками.

Рекомендуется убрать п/п. 1); п/п. 6)  п. 22.1.

П.  24.1.

Устав оговаривает, что Органами Кооператива, являются также и иные органы, предусмотренные внутренними нормативными документами. 

Часть 1 ст. 15 Закона № 190-ФЗ устанавливает, что  органами кредитного кооператива являются общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков), правление кредитного кооператива, единоличный исполнительный орган кредитного кооператива, контрольно-ревизионный орган кредитного кооператива (наблюдательный совет кредитного кооператива, ревизионная комиссия или ревизор кредитного кооператива) (далее также - контрольно-ревизионный орган), а также иные органы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Однако Устав не устанавливает и не включает какие-либо «иные органы» в структуру органов управления Кооперативом, соответственно органы, закреплённые в локальных нормативных актах, не могут быть признанные законно действующими.

Предписывается привести Устав в соответствие с Законом № 190-ФЗ.

Примерная редакция описания структуры, количественного состава, порядка создания, сроков полномочий и компетенции органов кооператива, порядка принятия ими решений, приведена в Разделе 9 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

П. 24.4.

В Уставе приведено требование, предъявляемое к лицам, избираемым или назначаемым в органы кооператива.

П. 4. ст. 15 Закона №190-ФЗ устанавливаются квалификационные ограничения по избранию или назначению в органы кооператива лица «…имеющего неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики». Эта норма и так установлена законом и нет смысла дублировать ее в уставе.

Рекомендуется убрать п. 24.4.

П. 26.5.

П. 27.4.

Не определено средство массовой информации, где публикуется уведомление об общем собрании пайщиков.

Согласно п. 5. ст. 18 Закона № 190-ФЗ в указанные сроки уведомление о проведении общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) должно быть направлено каждому члену кредитного кооператива (пайщику) заказным письмом по указанному членом кредитного кооператива (пайщиком) почтовому адресу или вручено под расписку либо, если это предусмотрено указанным уставом, опубликовано в средствах массовой информации, определенных уставом кредитного кооператива. 

Сайт кооператива в сети интернет не является средством массовой информации, если он не зарегистрирован в качестве такового. 

Предписывается определить уставом конкретное СМИ, где публикуется уведомление о созыве общего собрания.

П. 27.7.

В нарушение ч. 3, ст. 19 Закона № 190-ФЗ, п. 5.2.4 Базового стандарта корпоративного управления, внутреннего стандарта СРО «Нормы представительства для избрания уполномоченных собраниями пайщиков части кооператива (кооперативных участков) для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания уполномоченных», не определено конкретное число уполномоченных и количество пайщиков, от которых избирается один уполномоченный.

Все количественные параметры, определяющие состав, срок полномочий членов Правления, равно как и иных органов кооператива должны устанавливаться конкретно, а не в диапазоне возможных величин.

Предписывается конкретизировать уставом норму избрания уполномоченных и количество уполномоченных.

Таблица нормы представительства приведена в п. 9.6 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

П. 29.1.

П. 32.3.

В нарушение п. 6, ч. 1, ст. 8 Закона № 190-ФЗ Уставом не конкретизирован количественный состав Правления Кооператива и Комитета по займам.

Все количественные параметры, определяющие состав, срок полномочий членов Правления, равно как и иных органов кооператива должны устанавливаться конкретно, а не в диапазоне возможных величин.

Предписывается определить Уставом конкретное число состава членов Правления и Комитета по займам.

П. 29.5.

Устав относит к функциям правления Кооператива ведение Реестра пайщиков.

Учитывая, что Правление кооператива является коллегиальным органом, то по смысловой логике предполагается делегирование (закрепление) данной функции за кем-либо из членов Правления, либо описание процедуры внесения записей в электронный Реестр пайщиков по тексту Устава.

Рекомендуется внести изменения в п. 29.5. Устава, исключив коллизионные положения, либо передать право ведения реестра единоличному исполнительному органу по распоряжениям Правления.

Примерная редакция описания структуры, количественного состава, порядка создания, сроков полномочий и компетенции органов кооператива, порядка принятия ими решений, приведена в Разделе 9 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

П. 29.4.

В Уставе не оговорена периодичность проведения заседаний Правления.

Рекомендуется внести дополнения в п. 29.4. Устава Кооператива.

Примерная редакция описания структуры, количественного состава, порядка создания, сроков полномочий и компетенции органов кооператива, порядка принятия ими решений, приведена в Разделе 9 Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

П. 31.1.

Устав определяет одним из органов Кооператива Ревизионную комиссию, функции которой может осуществлять Ревизор, до достижения численности пайщиков Кооператива 200 лиц.

П. 6 ч.  1 ст.8 Закона № 190-ФЗ указывает, что Устав должен предусматривать количественный состав, порядок создания, срок полномочий и компетенцию органов кредитного кооператива, порядок принятия ими решений.

Тем не менее, в п. 31.1. Устава не указано, что с избранием ревизионной комиссии очередным общим собранием, полномочия ранее избранного ревизора прекращаются, независимо от оставшегося срока его полномочий.

Рекомендуется внести уточнение о функционировании контрольно-ревизионных органов.

П. 6.5.4.

П. 19.1.

…иные сведенья…

…иных услуг…

Рекомендуется исключить  слово «иных» или конкретизировать   сведения.

В Уставе Кооператива применяются дублирующие друг друга термины: «Член Кооператива (пайщик)», «Паенакопление  (пай) члена Кооператива».

Резонно для устава выбрать какой-либо один, например, «пайщик» и «паенакопление».

Рекомендуется внести изменения в Устав.

 П. 2.2. Стандарта СРО «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива».

При приведении Устава Кредитный потребительский кооператив «ФинансистЪ»  в соответствие с действующим законодательством необходимо руководствоваться Методическим пособием «Примерная форма устава кредитного потребительского кооператива», утвержденным решением Правления от 22 июня 2016 года (протокол № 6), расположенном на официальном сайте СРО «Содействие» по ссылке http://sro-sodeystvie.ru/info/docum/docum-1609.

Результаты проверки рассмотрены и утверждены контрольной комиссией, действующей на основании пп.1, п.1. ст. 25 Закона № 223-ФЗ, устава СРО и положения о контрольной комиссии СРО «Содействие».

Т.В. Кирпиченкова – председатель

подпись подпись

А.В.Степченков

подпись

Н.В. Тарасова

подпись

Обращаем внимание, что единоличный исполнительный орган кредитного кооператива или уполномоченное им лицо в течение 5 дней с момента получения настоящего Акта и предписания (при наличии) знакомится с результатом проверки кооператива и отправляет заверенные Акт и предписание (при наличии) Почтой России (либо через систему ЭДО с электронной цифровой подписью) в СРО «Содействие». Возможные несогласия с отмеченными в актах нарушениями или несоответствиями оговариваются в акте при его подписании. В этом случае проверяемый кооператив прикладывает к акту мониторинга свои возражения и пояснения в произвольной форме (письмо с аргументацией, акт разногласий и пр.), которое становится предметом дополнительного рассмотрения и согласования между кооперативом и СРО.

СРО «Содействие» по истечении 30 дней с даты отправки кооперативу документов проверяет наличие подписанного кооперативом Акта и предписания (при наличии) в досье кооператива. При отсутствии документов контрольная комиссия СРО вправе направить материалы о дисциплинарном нарушении на рассмотрение Дисциплинарной комиссии.

С актом ознакомлен, экземпляр акта получен: «____» ____________ 2019 г.

                                                                                                                (обязательно для заполнения)

Габдуллин Ильяс Завдатович                                                                  ________________                                   

С выводами, содержащимися в акте, согласен/не согласен                                                М.П.

                                                              Ненужное зачеркнуть

/Возражения по акту проверки на «____» л. прилагаются/

Председатель правления КПК «ФинансистЪ»

Габдуллин Ильяс Завдатович                                                                                 _______________

                                                                                                                                                  М.П.

Скачать: